Глобус Иерусалима: Место монастыря Св. Дмитрия

понедельник, 4 мая 2020 г.

Место монастыря Св. Дмитрия



Патриаршая школа Св. Димитрия
St. Dеmetrios Street 1-3
тел. 02 (+972) 6282610; 02 (+972) 54 5292583

От Яффских ворот с пл. Омара ибн-Хаттаба второй поворот налево - ул. Греко-католической патриархии, она продолжается с названием ул. Св. Димитрия.

Сегодня в Иерусалиме нет монастыря Св. Димитрия[1]. На его месте расположена экспериментальная школа, которую содержит Греко-православная Патриархия, - школа Св. Димитрия. В ней есть начальное звено, гимназия и лицей. Всего 280 учеников. Преподавание ведется на арабском языке.

Этот монастырь входит в список мест, где мог располагаться метох лавры Саввы Освященного (1), монастырь принадлежал грузинам в период мамлюков (2), Тимоте Габашвили называет имена ктиторов (3).


1. Метох Саввы (XII в.)

По Д. Принглу, этот монастырь (№ 312) упоминается у анонимного греческого паломника после 1187[2], его идентифицируют с метохом Саввы. О такой идентификации знает Леонид Кавелин[3]: «Монастырь Дмитриевский, древняя метохия лавры Св. Саввы Освященного (в которой останавливался во время своего пребывания в Св. Граде наш паломник XII в. игумен Даниил[4]), с большим помещением для богомольцев; здесь преимущественно помещаются болгары, которые, как известно, составляют главную массу православных поклонников в Иерусалиме».
Игумен Даниил оставил нам записи, он определяет место метохии как и все: у башни Давида[5], - при этом «И ту есть новѣ[6] метохия Святаго Савы, и есть же близь от столпа».
Даниил описывает события, не соотносимые с положением о том, что крестоносцы плохо относились к православным, одно из них происходит в праздник Схождения Благодатного огня и связано с метохией Саввы: «И когда наступил седьмой час дня субботнего, тогда пошел князь Балдуин ко Гробу Господню с дружиной своею из дома своего; пешком ведь все пошли. И послал князь в метох Святого Саввы, и позвал игумена того Святого Саввы с чернецами его. И пошел игумен с братией ко Гробу Господню, и я, худой, тут же пошел с игуменом тем и с братиею. И подошли мы к князю тому, и поклонились ему все. Тогда и он поклонился игумену и всей братии, и повелел игумену Святого Саввы и мне, худому, пойти рядом с ним, и иным игуменам и чернецам всем повелел перед собой пойти, а дружине своей повелел сзади пойти» (пер. Г. М. Прохорова).
У Зевульфа (начало ХII в.) так: «…великолепнейший и очень большой монастырь, во имя св. Савы, одного из 72 учеников Г-да нашего Иисуса Христа (sic!- Э. Г.); там некогда жило в общежитии более 300 греческих монахов и служили Господу и Святому; большая часть братии была перебита сарацинами, а часть благоговейно служит Господу в другом монастыре того же Святого внутри городских стен, рядом с башнею Давида; а первый монастырь покинут и совершенно опустел» (Остается порадоваться за Даниила, который знает как о том, кто такой Савва, так и о том, что монастырь Саввы в Кидроне действует).
О метохе Саввы сообщает и Иоанн Фока (70-80 гг. XII в. – до завоевания Салах ад-Дина), что не помогает определить его место: «Рядом с сею башнею находятся ведущая в город ворота. Войдя в оные, пойдешь по широкой улице, по правую сторону которой близ королевских палат водружен метох преподобного отца нашего Саввы, а прошедши по улице примерно на вержение стрелы найдешь прекрасный храм Господня Гроба».
Как видим, ни один из паломников не указывает на посвящение монастыря (метоха) Св. Дмитрию. Однако оно могло возникнуть позже. Возможно, это была новая метохия (Даниил), «великолепнейшая и очень большая» (Зевульф). Но и в этом случае мы можем подозревать присутствие грузин в шествии, описанном Даниилом.

Где бы ни находился метох лавры Саввы, мы говорим о Сабацминде (грузинское название лавры), где грузинское присутствие прослеживается с в.
Политическому возрождению Грузии после мусульманского нашествия предшествовало религиозное, последнее связывают с деятельностью Григола Хандзтели (VIII - IX вв.), который создает и восстанавливает монастыри в Тао-Кларджети - по образцу и по уставу лавры Саввы Освященного - и, по-видимому, налаживает прямые связи с лаврой.
В VIII-IX вв. в лавре Саввы возникает сабацминдская грузинская литературная школа А. Цагарели на основе изученных им грузинских рукописей лавры Саввы назвал монастырь древнейшим центром грузинской письменности за пределами Грузии. В лавре создавались и собирались грузинские рукописи – до того, как в первой трети XI в. эту роль берет на себя Крестовый монастырь под управлением Прохора Шавшели, который до этого подвизался в лавре Саввы, а еще раньше – на Афоне. Присутствие грузин в лавре Саввы со строительством Крестового не прекратилось. Иоанн Фока видит в лавре грузинских монахов в конце XII в.

2. Ктиторы

Наши знания о грузинском присутствии в этом монастыре так бы и остались на уровне общих рассуждений и сведений различных заинтересованных сторон, если бы не Тимоте Габашвили – ученый, писатель, художник, церковный и общественный деятель, Кутаисский митрополит и паломник, он посетил Иерусалим в середине XVIII в. и составил первый грузинский список грузинской собственности (тогда уже, в основном, бывшей). В связи с монастырем Св. Димитрия Габашвили указывает имена: построен князем Шалвою Кснис-Эристави и Иоанном Виршели, – и сообщает, что об этих строителях совершается поминовение во время службы в монастыре.
Потянем за эту ниточку в несколько приемов…



(1)
Ксанское эриставство

Ксанское эриставство[7] – военно-историческая область и феодальное владение в Двалети (Шида Картли[8]), сейчас полностью на территории Южной Осетии.
Вахушти[9]: «Двалети – горная область негрузинских племен на границе Картли, Осети и Имерети».


(2) Происхождение эриставов

Самый известный из Ксанских эриставов - Торникий, XI в.,  – византийский полководец при Давиде Куропалате, он пожертвовал на строительство грузинского монастыря Ивирона на Афоне всю добычу, доставшуюся ему после победы над восставшим против византийского императора Вардой Склиром (см. ИФ). От Торникия (в монашестве Иоанна) ведут свое происхождение князья Эристовы-Ксанские и Эристовы-Арагвские (БиЭ).
Другой вариант происхождения ксанских эриставов – от осетинского[10] царевича. Он представлен в Памятнике эриставов (родовая хроника, созданная между 1405/6 и 1410 гг. в Ларгвисском монастыре, Ксанское ущелье, Григолом Бандасдзе): из-за междоусобиц в стране Осетской трое царевичей, потомков Сидамона - Ростом, Бибила и Цитлосан - с семьюдесятью добрыми рабами пришли в страну Двалетскую. Двалы взяли с царевичей клятву не домогаться господствующего положения и выделили им место. Когда двалам, в связи со строительством царевичами крепости, показалось, что те нарушают клятву, двалы изгнали братьев. Только после того, как Ростом и его дружина проявили себя отважными воинами и оказали услугу двалам, Ростом, по желанию местных жителей, стал эриставом.
Время этого события легенда относит к VI в., исследователи - к XIII в. Как совместить эти взаимоисключающие легенды, я не знаю. Я также не берусь решать вопрос об осетинах, аланах и двалах на фоне сегодняшних политических разногласий… То, что у меня получилось найти по этим вопросам – без претензий на окончательное решение… Особо подчеркну то, что касается Израиля и Иерусалима.

Я не могу обойти этот вопрос, и делаю историческое отступление…

А. Аланы, осетины и двалы

Осетины считают себя потомками аланов. Об аланах знают греки и римляне, персы, арабы и китайцы, евреи и русские, армяне и грузины, посланцы папы римского и мамлюки Египта.[11]
Картлис Цховреба[12] не различает скифов, аланов, овсов и осетин[13], зато различает овсов (=аланов=осетин) и двалов…
Из КЦ следует, что аланы (овсы, осетины) – чужаки, потомки хазар (анахронизм): объединенные силы таргамосидов[14] не сумели выстоять против «хазар» и чужаки поступают так: у хазарского царя был «сын по имени Уобос. Отдал он своему сыну пленных из Армении и Картли; дал ему, кроме того, землю – часть удела Кавкаса <…> Поселился там Уобос. Его потомство – овсы, а страна та есть Осетия, что прежде была уделом Кавкаса. А Дурдзук[15], который был знатнее других сыновей Кавкаса, пошел и сел в расселине горы и назвал ту землю своим именем – Дурдзукети (Чечня, Ингушетия, Двалетия?). Он платил дань хазарскому царю». Подобная история происходит с уделом Лека (Дагестан), его «хазарский царь отдал сыну брата отца своего» и дал ему пленных из Рана и Мовакана (албанцы), рядом сел в расселине горы потомок Лека.
Мы наблюдаем общую картину: чужаки («хазары») завладевают наделами потомков Таргамоса и расселяют там пленных, сильнейшие представители тех, у кого были отняты земли, садятся в расселине горы по соседству. Через Двалети можно пройти от Мцхета к овсам.
Первый картлийский царь Фарнаваз (IV−III в. до н э., по происхождению был из Картли… а по матери – персом из Исфахана) отдает свою сестру замуж за царя овсов. Он избрал себе жену из племени дурдзуков, потомков Кавкаса. Его сын Саурмаг в борьбе против «грузинских эриставов», которые не хотят служить своему родичу, а предпочитают платить дань любому, кто будет победителем, опирается на страну дурдзуков, братьев своей матери, его поддерживают азнауры-римляне, овсский царь, сын сестры отца. Саурмаг направился против грузин, завладел Картли, урезал в правах Картлосидов, привел половину всего потомства Кавкаса и некоторых из них сделал знатными, а других поселил в горах, и эту родню по матери сделал своей опорой. Служил Саурмаг царю Асурастана (Ассирии), женился на персиянке, дочери бардавского правителя; у него не было сына и он вызвал из Персии потомка Неброта, из родни своей жены и усыновил его; и дал ему в жены дочь свою, а другую дочь выдал за сына Куджи[16], сына сестры своего отца (Леонти Мровели, XI в., КЦ). Когда возвышенные Саурмагом дурдзуки забыли свою верность в правление его приемного сына Мирвана, Небротида, последний железной рукой привел их к порядку, опираясь на эриставов Картли и кавкасиан, переселенных царем Саурмагом.
Сегодня весь этот сложный узел рассматривается с точки зрения сепаратизма, когда-то все это писалось для того, чтобы объединить и укрепить страну. В любом случае, мы видим картину, которую невозможно свести к нынешней черно-белой (чужие-свои) политической карте.
Основные позиции в дискуссии вокруг населения Южной Осетии (Двалети)[17]: это аланы (или скифо-сарматское родственное аланам племя) или же местное население, ассимиллированное аланами. Вопрос осложняется тем, что сегодня двалов (как и аланов) не существует, об их языке ничего не известно.


а. Аланы

История аланов до сих пор не вполне ясна. Памятники аланского языка исчерпываются несколькими погребальными надписями (самая известная – зеленчукская, XXII вв., греческим алфавитом), двумя строками в Теогонии византийского эрудита Иоанна Цеца, XII в., и топонимикой. Наиболее близким к аланскому считается сегодняшний дигорский диалект осетинского языка и язык яссов (венгерских алан), который вышел из употребления к XVII в., упоминаемый памятник - «Ясский глоссарий» (1422 г.).
Сообщения об аланах известны со II до н.э., когда в 107 г. до н. э. роксоланы, союзники крымских скифов напали на владения понтийского царя Митридата VI Евпатора[18]
Римляне определяют место обитания аланов как северные степи у Черного, Каспийского и Аральского морей. Дарьяльское (дар алан) ущелье реки Терек - естественный проход из южного на северный Кавказ, называлось Кавказскими воротами, Сарматскими, Аланскими, Лекской дорогой и пр. Это стратегический, а также торговый путь.


…и Флавий

Размах аланских походов против Мидии и Армении в I в. н. э. описывает И. Флавий (ИВ, VII, 74), он первым пишет об аланах, а не о сарматах (более широкое племенное объединение).


…и восстание Бар-Кохбы

Дион Кассий[19] завершает описание восстания Бар-Кохбы в Иудее: «В итоге почти вся Иудея была превращена в безлюдную пустыню в точном соответствии с теми предзнаменованиями, которые были явлены им до войны. Действительно, гробница Соломона, которая почитается иудеями как святыня, сама по себе разрушилась и разом рухнула; в города их с воем вбегали в большом количестве волки и гиены. Впрочем, на этой войне немало погибло и римлян. Поэтому Адриан в письме сенату не использовал обычного для императоров приветствия, которое звучит так: «Если вы и ваши дети здоровы, хорошо; я и войско здоровы», - и сообщает: «Так завершилась тогда война с иудеями, но другая была начата аланами (т.е. массагетами), подстрекаемыми Фарасманом. Она причинила тяжелые бедствия Албании и Мидии, а затем затронула Армению и Каппадокию…»
Фарсман II Доблестный — царь Иберии (ок.120—ок.160) из династии Аршакидов. Объединил значительную часть грузинских земель. О его плохих отношениях с Адрианом знают римские историки и вовсе умалчивает КЦ.


…и Великое переселение народов

Аланы были вовлечены в процесс, названный Великим переселением народов. Первой волной были готы - известна Крымская Готия, в которой жили готаланы.
Аммиан Марцеллин[20] в IV в. сообщает: «…гунны, пройдя через земли аланов <…> произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе».

Часть аланов поселяется (или остается) в предгорьях Северного Кавказа (до или после нашествия гуннов). Вскоре соседями и властителями (союзниками?) аланов, оставшихся на Кавказе, становятся хазары.
В отсутствие царя Мириана овсы «разорили Картли. Мириан тотчас же перешел в Осетию, разорил её, достиг Хазарии, и через Двалети вернулся обратно в Картли.
По прошествии нескольких лет, как обычно, пришли хазары воевать с Дербентом. Мириан снова отправился на помощь Дербенту, и пока он воевал с хазарами, царь гóтов с неисчислимым войском вторгся в Грецию… В то время в греческих войсках находился сын армянского царя Косаро по имени Трдат <его отправили на поединок с царем готов> В поединке победил Трдат… А кесарь дал войска Трдату и послал его в Армению, свою вотчину. Вступили они в Армению и изгнали оттуда персидских эриставов Мириана». (КЦ).
Упоминаемые Мириан и Трдат - цари, крестившие свои страны.

С готами в 410 г. аланы брали Рим.

Еще одно германское племя – вандалы в V в. в союзе с аланами, сделав несколько попыток задержаться в Европе, переправилось в Северную Африку, где возникло королевство вандалов и аланов. С вандалами аланы брали Ри. в 455 г.


…и Крестовый монастырь

В этой связи можно вспомнить легенду Крестового монастыря о том, что в монастыре хранятся сокровища Второго Храма. Как известно, сокровища Второго Храма, увез в Рим Тит Младший, затем они попадают в руки вандалов и аланов (455), т. е. в Северную Африку, а затем, после разгрома королевства вандалов византийским императором Юстинианом (VI в.), оказываются в Константинополе и демонстрируются публике на триумфе. «Увидев их, какой-то иудей, обратившись к одному из родственников василевса, сказал: «Мне кажется, не следует помещать эти вещи в, царском дворце Византия. Не полагается им находиться ни в каком-либо ином месте, кроме того, куда много веков назад их поместил иудейский царь Соломон. Поэтому и Гизерих захватил царство римлян, и теперь римское войско овладело страной вандалов». Об этом было доложено василевсу; услышав об этом, он устрашился и спешно отправил все эти вещи в христианские храмы в Иерусалиме» (Прокопий. Война с вандалами, кн.2). Поскольку Юстиниан построил в Иерусалиме самую большую в истории города церковь (Неа Теотокос, или просто Неа), логично, что сокровища должны были находиться там, но церковь была разрушена (в VII в.) и сокровища перепрятали в Крестовом. Монахи, знавшие место клада, погибли в один из погромов в период мусульманского владычества, и секрет был утерян.


b. Подданные, соседи и переселенцы

Особенно ожесточенная борьба Вахтанга Горгасала (вторая половина V в.) с осетинами, считают историки, вызвана личными причинами: «В пору, когда Вахтангу исполнилось десять лет, явились бесчисленные войска осетин и полонили Картли… <…> Город же Каспи захватили и сокрушили, увели сестру Вахтанга Мирандухт - девочку трех лет» (КЦ).
По КЦ, овсы (аланы) – сильные соседи, подчас – враги, а чаще – союзники.
После раздела Грузии между Византией и Персией, Гуарам (VI в., внук Горгасала) становится первым куропалатом и эрисмтаваром Картли (то есть восстанавливается национальное правление): «Тогда кесарь выслал куропалату Гуараму великие сокровища и повелел ему на те сокровища собрать и вывести с севера ополчение и, присовокупив к нему воинов картлийских, отправить их в Персию. Гуарам же поступил так: вывел осетин, дурдзуков[21] и дидойцев[22] и дал им в предводители эриставов картлийских. Вступил в Адарбадаган[23] и приступил к захвату. И таковые беды и неурядицы свалились на персов» (КЦ, Джуаншер, о Гуараме см.). Как видим, здесь аланы (осетины) и те, кого грузинские летописи называют «горцы», - в одном ряду.
Буга-Тюрок, арабский полководец тюркского происхождения в период Аббасидов, в сер. IX в. «Отворил врата Дарубандские, вывел хазар триста домов и поселил их в Шанкоре. Через Дарьялан вывел сто домов осетин и поселил их в Дманиси, а летом немеревался вступить в Осетию. Но когда Амир-Мумн[24] узнал, что он ведет переговоры со своими соплеменниками – хазарами, приказал Буга оставить Картли…» (КЦ)
Мы видим, что осетины (аланы) активно участвуют в грузинских и армянских междуусобицах периода перехода власти к Багратидам и передела власти внутри династии – все на фоне борьбы против мусульманских захватчиков: алан Бакатар – союзник абхазского царя Баграта I (из рода Аносидов) в борьбе против Адарнасе II, Багратида, причем, на стороне последнего - Липарит Багваши (см.).
К IX в. усилиями Византии и Западной Грузии (Абхазии) среди аланов распространяется христианство.[25] Константинопольский патриарх Николай Мистик (901907, 912925), в послании к «правителю абазгов» хвалит его за «большое старание в деле просвещения князя Алании и тех, которые вместе с ним удостоились святого крещения».
С ослаблением Хазарии (Х в.) Алания возвышается и играет важную роль в политике региона. К Х же веку относится и восстановление грузинского государства после арабского завоевания. Союзные отношения с аланами поддерживаются междинастическими браками (см. ниже). Появляется аланская знать.
Двалов мы видим как верных подданных: «В то время отложились жители [Кавказских] гор <…> Они стали грабить, убивать и похищать людей. Царица позвала атабага[26] и жителей гор: двалов[27] <и др.> вручила их атабагу Ивану и отправила против восставших» (КЦ).
Возможность призвать аланов-овсов-осетин, как и двалов, зависит от силы грузинского царя.

3. «Мамлюки благоволили грузинам»

О дальнейшей истории монастыря Денис Прингл сообщает: в XIIIXIV вв. монастырем владели грузины. Монастырь входит в составленные греками списки отданных грузинам монастырей с аргументацией «мамлюки благоволили грузинам» -  такое утверждение мы встречаем во многих источниках.
В «Рассказе Неофита Кипрского[28] о находящихся в Иерусалиме христианских вероисповеданиях и о ссорах их между собой по поводу мест поклонения»: «После 1260 года <…> среди властей было много сановных Грузинов, которые по наружности были Турками, а скрытым образом христианами. Они сильно помогали тогдашнему православному патриарху <…> по просьбе тогдашних грузинских царей, были присланы в Иерусалим и грузинские монахи и священники, которых приняли с радостью патриарх и христиане, и дали им для жительства монастырь Св. Николая[29], бывший в то время христианскою странноприимницею, где помещали паломников, так же как и монастырь Св. Димитрия, тогда развалившийся; от него сохранилось несколько колонн и стены храма, которого Сарацины не успели сокрушить по взятии города. Получив этот монастырь, Грузины возобновили его и поселились в нем, вполне подчиняясь патриарху, так как были одной с ним веры».
Этот вопрос также требует пространного отступления

B. Грузия – великая держава

Расцвет грузинской общины в Иерусалиме намного предшествует мамлюкскому периоду, и это XI в., когда вместе с возрождением единого Грузинского государства мы видим строительную активность грузинских царей в Иерусалиме: строительство Крестового (на утерянной фреске Крестового: „Царь Грузинский Баграт [III] Куропалат, основатель Кутаисского собора, Монастыря Св. Креста в Иерусалиме и на Святой горе Иверского монастыря“ в.) идет параллельно с восстановление храма Гроба Господня, разрушенного в начале века и восстанавливаемого Византией с разрешения Фатимидов, и в этом строительстве участвует Грузия. Мы видим яркий выход Грузии на международную арену самостоятельного государства, имеющего независимые интересы и международные соглашения (напр., с Фатимидами). В период Крестовых походов Грузия – самый сильный союзник крестоносцев против Сельджуков, при том, что о прямом военном союзе нам неизвестно; царица Тамар заключает мирный договор с Салах ад-Дином против атабегов Азербайджана, с ее поддержкой создается Трапезундская империя – одно из государств на развалинах Византии (после IV Крестового похода); роль Грузии в это время оценивается как роль посредника между Западом и Востоком, то есть Грузия при ослаблении Византии занимает место великой империи и выполняет ее задачи.
Официальный титул царицы Тамары в конце ее правления: царица абхазов, картвелов, ранов, кахов и армян, шахиня Ширвана и шахиншахиня (титул правителей Ирана), суверен Востока и Запада.

a. Семейные связи

Политических браки отражают международные отношения. Выделю среди других «аланскую линию»- чтобы можно было не упускать из виду аланов.
Георгий I (1014–1027), второй царь объединенного после арабского нашествия государства (Абхазия и Тао-Кларджети, см. ИФ), имеет от армянки Мирьям Арцруни сына Баграта, а от аланки Алде – Дмитрия (к которому КЦ возводит происхождение Давида Сослана, см. ниже).
Баграт IV (1027–1072), сын Георгия и Мирьям, женат на аланской принцессе Борене, он использует брата Борены в качестве союзника в войнах. Баграт выдал за греческих царей свою дочь от Борены – Марту, она же Мария Аланская (ок. 1050 – после 1103), которая была женой византийских императоров Михаила Дуки, затем Никифора Вотаниата, сыграла значительную роль в приходе к власти династии Комнинов. Ее основной заботой, по-видимому, было привести к власти сына Константина (в детстве он был соправителем отца, Михаила). Никифор отказался от обещания сделать Константина преемником, и Мария заключила союз с Комнинами. После восшествия Алексея Комнина на престол Константин был обручён с его дочерью Анной и провозглашён престолонаследником, но у Алексея родился сын и помолвка была расторгнута. Все эти семейные перипетии описывает несостоявшаяся жена Константина Анна, которой так и не удалось стать императрицей, зато она стала автором «Алексиады» – византийской хроники правления своего отца Алексея (а значит и периода Первого крестового похода), и, пожалуй, самой известной из женщин-историков. У Анны много упоминаний об аланах в высоких чинах при дворе. «Роман» Грузии с Комнинами продолжится, мы к нему еще вернемся.
Дочь Давида Строителя (1089 - 1125), внука Борены, Русудан замужем за аланским принцем (гипотеза: от этого брака рождается Давид Сослан – второй муж царицы Тамар).
На битву при Дидгори[30] (1121) против Сельджуков Давид IV Строитель выступил «во главе 40 тысяч выносливых и отважных воинов, обученных обращению с оружием. Кроме них у Давида было 15 тысяч отборных воинов, присланных вождем кипчаков[31], 500 аланов и 100 франков» (Матфей Эдесский[32]). Победы Давида над сельджуками (среди них при Дидгори, возвращение Тбилиси, а также присоединение Ширвана) произвели большое впечатление на современников.[33] Давид присоединил Кахети и Эрети и создал единое государство. Его союзники (не всегда последовательные) – аланы, кыпчаки, ширваншахи, Византия. Территориальные интересы – Ширван, Дербент, Арран-Гянджа, Армения (Ани, Двин, Сюник и пр.).
Деметре (Дмитрий) I (1125—1154), сын Давида Строителя, обеспечивает стране тридцать лет мира и процветания, в чем непоследнюю роль играют наследуемые и расширяемые политические родственные связи, в том числе то, что его сестра Русудан - жена аланского принца. Сын Деметре Георгий III женат на аланке Бурдухан, их дочь - царица Тамар (1184–1213), второй муж Тамар – алан Давид Сослан.
Давид Улу (1243 – 1269) женат на аланке Алтун (одна из трех жен).

b. Аланы и двалы в Иерусалиме в XI в.

Все аланы, овсы и двалы, о которых известно в Иерусалиме, - представители грузинской общины.

В XI в. cестра аланского царя Борена, вместе с мужем (Багратом IV, отстроившим Крестовый монастырь ) и дочерью (Марией Аланской) участвует в строительстве грузинских монастырей в Иерусалиме (см. монастырь Каппафа). Борену идентифицируют с автором гимна Деве Марии - надписи на иконе, находящейся в Сванетии. [34]

По колофону Иоанна Двали на рукописи Крестового определяется время окончания строительства монастыря (1055).
Стефан Двали подвизался в XI в. в монастыре Пресвятой Богородицы в Гефсимании (Иерусалим), где переписал рукопись литургии (ПЭ, Двали).
Замечу, что царицу Тамар мы можем назвать аланкой не в меньшей степени, чем дочь Баграта Марту (Марию Аланскую).

c. Ибн аль-Асир об обидах мусульман от грузин

Я еще не раз вернусь к тому, как Грузия стала великой державой - на других примерах. А пока предложу вам сетования по этому поводу мусульманского историка.
«Это завоевание[35] имело важное и большое значение в мусульманских странах и у мусульман, так как курджи до этого брали верх над ними и делали с ними, что хотели. Они вторгались в любую область Азербайджана[36], не встречая ни с чьей стороны помехи или отпора. То же самое они делали и в Эрзен ар-Руме[37], так что его владетель надел даже почетную одежду (халат), пожалованную ему курджским царем, и высоко держал над своей головой знамя, на верхней части которого был крест. Мало того, его сын принял христианство, чтобы жениться на их царице из боязни перед ними и с целью отвратить от себя их вред[38] <…>. Таким же образом они, курджи, поступали и в Дербенд-Ширване.[39] Их мощь до того возросла, что Рукн-аддин, сын Кылыч-Арслана, владетель Иконии, Кесарии, Малатии и всех подвластных мусульманам румских областей[40], собрав и мобилизовав в большом числе как свои, так и чужие войска, пошел на Эрзен ар-Рум, принадлежащий его брату Тогрул-Шаху, сыну Кылыч-Арслана, но на него напали курджи, обратили в бегство и жестоко поступили с ним, совершив притеснения и обиды
Что касается Арминии, то курджи <…> захватили Карс[41] и другие города и осадили Хилат[42] и, если бы бог, хвала ему, не оказал мусульманам милости взятием в плен Иване[43], главнокомандующего курджских войск, то они овладели бы им. Жители его вынуждены были выстроить им в крепости церковь <…>. Этот край (Грузия) был еще до ислама самым зловредным краем для соседей — персов — и остается таковым для мусульман с самого начала ислама и до сегодняшнего дня. Никто до Джелаладдина не посмел итти против них и поступить с ними так, как он поступил» (Ибн аль-Асир, пер П. К. Жузе).

C. Хорезмийцы и монголы

Грузия и Закавказье оказались на пути монголов в 1220–1221, когда последние преследовали хорезмшаха Мухаммеда, а затем его сына Джалал ад-Дина, то есть Грузия пережила перед монгольским нашествием еще и нашествие хорезмийцев.
Русудан перед хорезмийской угрозой «отверзла Врата Дариальские и впустила овсов, дурдзуков и заодно с ними всех горцев». Если принять, что двалы составляют часть дурдзуков, то это единственное в КЦ упоминание рядом аланов (овсов) и двалов (часть дурдзуков),
На границах Грузии монголов встретил Георгий Лаша, сын царицы Тамар (ум. от ран в 1223). На пути монголов оказались и аланы и, вместе с кипчаками, оказали сопротивление, но были разгромлены. Столица Алании (все еще не найденный Магас[44]) пала в 1238 г., однако аланское государство и аланская епархия (под управлением Византии) упоминаются еще сто лет.
Русудан признает власть Великого хана только в 1243 г. Грузия делится на две области правления между двумя Давидами[45] – в результате сепаратизма местных владетелей и до официального распада государства монголов. В стране безвластие. Грузины ходят в монгольские походы.
Распад общемонгольского государства относят к 1266 г. Первым отделяется Хулагу, сын Толуя, который был отправлен на Ближний Восток (с грузинами и Давидом Нарином); взяв последний оплот ассасинов* Аламут, Хулагу объявляет себя ильханом – правителем завоеванных территорий. На курултае 1261 г. утверждено это положение. Грузия втянута в конфликт между монгольскими ханами.
Защищая интересы Давида Улу перед Хулагу, жена хана христианка Тонгуз-Хатун (Докуз-хатун) говорит мужу о Давиде: «Да ведай и о том же, что брат твой, сын великого каэна, шлет ему множество посланников и подносит ему большие дары, чтобы тот предоставил ему дорогу Дариалана и Двалети, ибо обе они в его руках» (КЦ).
Об участии аланов в походах ильханов пишет армянский историк XIII в. Киракос Гандзакеци: «А великий Хулагу беспощадно и безжалостно истребил всех находившихся при нем и равных ему по происхождению знатных и славных правителей из рода Батыя и Беркая[46] <…> так как они находились при нем и вмешивались в дела государства. И лишь некоторые из них, и то с большим трудом, спаслись, одни, без жен, детей и имущества, убежали к Беркаю и другим своим сородичам. Узнав об этом, Беркай собрал бесчисленное и несметное войско, чтобы прийти отомстить Хулагу за кровь сородичей своих. А великий Хулагу тоже собрал огромное войско и разделил его на три части <две отправил в Хорасан> другую рать он собрал у Аланских ворот и, взяв с собой остальное войско, двинулся и вступил [на территорию] далеко за Дербентскими воротами, ибо туда есть лишь два пути: через аланов и через Дербент[47]. И, разорив части улуса Джучи, дошел до великой и бездонной реки Теркн Этиль (Волга. – Э. Г.) <…> И так воевали они друг с другом в течение пяти лет».

D. Новый расклад

После разгрома хорезмийцами и монголами Грузия теряет единое управление, при этом втягивается в новый расклад сил на международной арене…
При монголах Запад – под Джучидами, в дальнейшем Улус Джучи превращается в Золотую Орду и Восток – под Толуидами, один из Толуидов Хулагу завоевывает Иран, Ирак, Сирию и пр. и создает независимое государство, которое историки называют ильханат, а его правителей ильханами… (см.Приложение Чингизиды).
Практически одновременнно (60-е годы XIII в.) происходят важнейшие события: 1) египетские мамлюки приходят к власти, они позиционируют себя как правоверные сунниты и объявляют свою войну с крестоносцами джихадом; 2) единая Монгольская империя раскалывается на несколько государств, Золотая Орда и Ильханат оказываются во враждебных отношениях; 3) восстанавливается Византия (Палеологи, при помощи монголов) и пытается вернуть свой статус.
Разобщенные к этому времени Крестоносцы вскоре (1291 г.) выбывают из игры в нашем регионе, их место занимают западные купцы.
Государство мамлюков заинтересовано в поставке рабов, Золотая Орда предоставляет им необходимый товар – в обмен на союз против ильханов. В работорговле активно участвуют западные купцы (прежде всего венецианские и генуэзские), - как в связи с потребностями Египта, так и в связи с нуждой Европы в живой силе.
Византия пытается лавировать между двумя монгольскими государствами, проводить независимую политику и вернуть в сферу своего влияния соседние христианские страны, в том числе Грузию (в особенности, Западную – Черноморское побережье) и Трапезунд.
Восточная Грузия оказывается под властью ильханов (врагов Золотой Орды и Египта). Западная Грузия, играя на вражде между Золотой Ордой и Ильханатом, опираясь на Византию, остается практически независимой, при этом становясь частью альянса Золотой Орды, Египта и Византии. Грузия находится в регионе, обеспечивающем поставку рабов, она может повредить или помочь торговле, а в дальнейшем, как увидим, сама втягивается в этот процесс.

а. Старые знакомые: хорезмийцы, кыпчаки

Воины-рабы (гулямы) составляли основу гвардии аббасидских и фатимидских халифов, заговоры и мятежи гулямов стали причиной развала халифатов.
Арабское мамлюк (принадлежащий, собственность, раб) обозначало воина с определенной биографией: в юности он был взят в плен, его воспитали как профессионального военного и обратили в ислам (с этих пор он уже не раб).
У Сельджуков: Шамс ад-Дин Иль-Дегиз - первый великий атабег Азербайджана и основатель династии - из мамлюков.
В Египте мамлюки появляются при фатимидском халифе аль-Азизе (975 - 996), отце аль-Хакима. Мальчики-рабы воспитывались в закрытых военных школах, принадлежащих халифу. Позже такие школы появились и у эмиров. Успешные ученики этих школ к концу обучения освобождались от рабства и получали богатое вознаграждение, в том числе лен (не передаваемый по наследству, икта), а также содержание в армии. «Двоечники» оставались рабами. Ранг и должность освобожденных мамлюков (до XVIII в.) не передавались по наследству.

Мамлюки наследников Салах ад-Дина, айюбидские мамлюки в Египте совершили переворот и создали мамлюкский султанат Египта и Сирии. Следует сказать, что мамлюки Египта, пришедшие к власти, были из корпорации[48] Бахри, выходцы из кипчаков (половцев), до 1382 г.
Эти кыпчаки появились в Египте уже известным нам образом. В 1221 г. монголы «направились к Дербенду Ширвана, осадили город Шемаху, овладели ею и убили многих ее жителей. После этого они направились в страну аланов, лакзов и других живущих с ними народов и нанесли им поражение, а затем в страну кыпчаков, согнали их с нее, захватили ее» (Ибн аль-Асир). Остатки разгромленных кыпчаков пришли к Дербенду и попросили у владетеля города убежище. Не получив его, кыпчаки хитростью овладели Дербентом, но были в разгромлены войсками Аррана, Ширвана и их союзниками грузинами. «Их (кыпчаков) уничтожали, грабили и захватывали в плен, так что кыпчакский мамлюк продавался в Дербенде Ширвана по [самой] низкой цене» (Ибн аль-Асир, по Буниятову).
Этих дешевых кыпчаков в беспрецедентных количествах (два корпуса по 1000 человек) покупает (в 1240--1243) султан Ас-Салих, неуверенный в своих союзниках - хорезмийцах. Да-да! Хорезмийцы, потеряв своего лидера, а, продвигаются все дальше на юг и ищут себе занятие. Размер армии Джалал ад-Дина аль-Омари оценивает так: «войско Египетское по отношению к войскам Джелалийским было ничто иное, как точка (в отношении) к кругу, как глоток (в отношении) к морю». В 1244 хорезмийцы прошли через Иерусалим, оставив о себе неизгладимую память разрушениями и тем, что прервали «второй период крестоносцев».
В дальнейшем большинство мамлюков поступало из Золотой Орды. И мы пока не видим среди них большого количества грузин.

b. Участие овсов в междуусобицах

Грузия распадается прежде всего на два царства (в 1259, до этого – два назначенных монголами Давида, оба – внуки царицы Тамар): Западное – во главе с Давидом VI Нарином, сыном Русудан, и Восточное, в котором правит Давид VII Улу, сын Георгия Лаши.
На Западе Давид Нарин правит намного дольше своего брата, за это время на Востоке правит сын Улу - Дмитрий, который оставляет малолетних сыновей: от принцессы Трапезундской - Давида (VIII) шестнадцати лет и Вахтанга (III) тринадцати лет и от Нателы Джакели (см. Самцхе) – Георгия, трех лет. После Дмитрия правил его двоюродный брат, сын Давида Нарина Вахтанг II до своей смерти.
Практически одновременно умирают Нарин и его сын, на Западе отца сменяет старший сын Константин, против него вступает в борьбу его брат Михаил. На Востоке - Давид VIII, вынужденный время от времени делить власть с братьями: Вахтангом III и Георгием V. Давид VIII оставляет сына - Георгия Малого, который недолго правит под регентством Георгия Блистательного, последнему, после смерти Георгия Малого и Имеретинского царя Михаила удается объединить Грузию и освободить ее от власти монголов, с 1329 он считается царем объединенной Грузии.

Восточная Грузия                                                                 Западная Грузия
Давид VII Улу (1247—1270), сын Лаши
Давид VI Нарин (сын Русудан) — (1245—1293), жена – дочь Палеолога.
Деметре II Самопожертвователь (1270—1289), сын Улу
Вахтанг II (1289—1293), сын Нарина
Константин I, сын Нарина (1293—1327)
Давид VIII (1293—1311), сын Деметре от Феодоры, дочери императора Трапезунда Мануила I Великого Комнина
          Вахтанг III (1298), сын Деметре от Феодоры
Георгий V (1299), сын Деметре от дочери Беки Джакели
Вахтанг III (1302—1308, вторично)
Георгий VI Малый (1311—1313), сын Давида  VIII от дочери Амада Сурамели, эристава Картли
Георгий V (1314—1329, вторично)
Михаил I — (1327—1329) ,

Георгий V Блистательный – царь объединенной Грузии (1329 – 1346)

Овсы появляются на территории Восточной Грузии в этот период противостояния Хулагу (в КЦ каэн Уло, ум. 1265) и Берке (Беркай у Киракоса, Берка в КЦ) и при Давиде Улу: «В эту же пору прибыли бежавшие от каэна Берки овсы, (среди них) женщина дивная, по имени Лимачав, и привела она детей малолетних <…> – первенца Фареджана и меньшого Бакатара и много прочих главарей. Прошли они Врата Дарубандские и явились пред царем[49]. Он же приветливо принял их в гости и отправил к каэну Уло. И уважил их Уло весьма <…>, утвердил их в воинстве и соратниках и таким образом отправил их обратно к царю. А царь расселил их, коих в городе, некоторых в – Дманиси[50] и прочих – в Жиновани» (КЦ).
Именно Фареджан и Бакатар фигурируют в дальнейшей борьбе за власть внуков Давида Улу, наследников Димитрия Самопожертвователя: «царевич овсский по имени Фареджан также весьма содействовал Давиду[51]».
При Давиде VIII овсы пытаются занять новые земли: «…стали овсы разорять, побивать и полонять (население) Картли. Полонили овсы и город Гори и оставили его при себе. Тогда собрались все картлийцы <…> и осадили Гори. И многократно сражались, в городе померло множество люда – и овсов, и картлийцев, и сожгли город дотла. И когда овсам стало невмоготу, спустили (со стены) крепости по канату человека и отправли его к расположившимся в Мухрани татарам (с просьбой) о помощи. Прослышав о том, (татары) выступили посредниками, пособили и положили мир. Вот так отныне возникла вражда между картлийцами и овсами, покуда блистательный среди царей, великий и прославленный Георгий не прогнал и не истребил их» (КЦ).

Вернемся к нашим ктиторам.

(3) Ксанский эристав Шалва и овсы

Ксанские эриставы, как и другие князья, занимают активную позицию в борьбе за власть в Грузии. Из КЦ мы знаем, что Шалва изменяет Давиду, когда тот пытается выйти из-под власти ильханов: «Шалва из Квениплеви сбежал от царя, преисполненный великих даров, которые были ему пожалованы в ту пору. Позабыл он о милостях сих и явился к ноину Хутлуше». На стороне наместника ильхана оказываются также «мтавар[52] овсов Бакатар» и «овсы, что осели в Гори» (то есть овсы при Фареджане поддерживали Давида, а при Бакатаре изменили Давиду)[53]. «Когда наступила пора сбора урожая, царь Давид <…> приступил к разору вотчины Шалвы из Квениплеви за его двурушие». Шалва обращается к посредникам. «Поведали царю, но он не изъявил желания прибрать к своим рукам его вотчину, но (наоборот), даровал ему вотчину его. Шалва посыпал пеплом главу и молвил: «И се! – возмездие двурушникам царя». И так простил царь Шалве».
«Памятник эриставов» обходит эту историю молчанием, но бъясняет позицию Шалвы так: «…и умер эристав Виршел. Остался сын его, Шалва, трех лет и воспитал его царь (Димитрий) (сообразно) достоинству отцов их. И умер царь; остался сын его, Вахтанг, шести лет. Тогда брат отца его Давит[54] захватил царствование и ничего не дал сыну брата своего Вахтангу. Тогда Шалва, воспитанный отцом (Вахтанга Дмитрием), не отдалился (от него), а растил дитя».
Есть и объяснение близости с аланами:: «А Шалва взял себе в супруги дочь царя Осетии, именем Ширди, которая возвеличила достоинство сего монастыря (Ларгвисского): каждую вещь для церковной службы сделала из золота и серебра: чашу, блюда, люстры, и все другие украшения, оковала образа, икону Третьросани (св. Георгия) снабдила мощами святых и всячески украсила» (ПЭр)
Близость с овсами (в том числе родственная) не мешает сыну Шалвы Виршелу проявить чудеса героизма при уничтожении аланов (по приказу единовластного Георгия Блистательного. «Тогда окружил (Георгий) осов, находившихся в Гори, и воевал (с ними) три года. Виршел же и войско его воевали лучше всех (других) войск, и хвалили их хвалой великой» (ПЭр). Захват Гори аланами относят к концу XIII в. (под предводительством Фареджана), поход Бакатара – к 1300 – 1310 (по Алеманю). Изгнание овсов приписывают Георгию, однако время события точно неизвестно.
В КЦ овсы упоминаются в 1307 г. – в составе войска ильханов. Считается, что Тимур добил кавказских аланов и вытеснил уцелевших в горы, где аланы смешиваются с местным населением[55]. Однако (см. Завершение истории аланов

(4) «Ключи иерусалимские»

Иерусалимскую общину опекали оба Давида, Вахтанг III, Давид VIII и Константин I.
Однако главное событие «Памятник эрставов» приписывает Георгию:
«В это время[56] пришло известие, что ключи иерусалимские захватили персы[57], и весьма опечалился царь Георгий. Тогда отправил он сына эристава Шалвы, которого звали Пипа, по сухопутной дороге со многими дарами к (владыке) Нисрскому[58]. И сопровождал его Бандас-дзе, протоиерей Иоанн. И предстал Пипа перед (владыкой) Нисрским. Тот же с радостью принял те дары и отдал ключи иерусалимские. Пришел Пипа к могиле христовой и припал (к ней), отслужил службу, причастился <…>.
Пипа же помолился св. местам, собрал мощи святых и иконы прекрасные и отправился обратно той же дорогой сухопутной и предстал пред царем. И принес ярлык милостивый и (известие об) исполнении всей просьбы его. Весьма возрадовался царь Георгий, ибо были возвращены ключи грузинам».
Появление грузинских послов при дворе ан-Насира ибн Калауна в 1316-7 гг. описано Макризи[59]: «В 716 году (= 1316-1317) прибыли послы Узбека, послы царя Грузинского и послы Тогая, родственника Узбека, с подарками. Им ответили и послали подарки. В этом году собралось (в Египте) восемь послов, а именно: послы Джубана, Абусаида, Узбека, Тогая, государя Барселонского, государя Стамбульского, государя Нубийского и царя Грузинского. Все они выразили покорность. Подобного этому (прежде еще ни разу) не случалось при Тюркской державе. Самое большое, что собиралось в правлении Эззахыра, было пять послов».
В Иерусалиме сохранились свидетельства пребывания Пипы, принесшего Георгию ключи иерусалимские: в Синодике Крестового монастыря упомянут сам Пипа, а также его отец и мать Тамар.[60] Тимоте Габашвили говорит об агапах Пипе, сыну Шалвы, и Шалве из Квенипневи, сыну Пипы.
Следует сказать, что историки затрудняются определить содержание понятия ключи иерусалимские (Голгофа, Гроб Господень, храм Воскресения). На эту роль не подходит владение Голгофой, которую возвращают в 1308 г. (вариант: 1310), раньше правления Георгия V. Это могут быть ключи от храма Воскресения: Г. Перадзе отслеживает упоминания о том, что этими ключами распоряжались грузины по паломническим записям с 1347 по 1480 – 1483 гг.

Аланский след просматривается еще в одном особенно интересующем нас направлении.
Аль-Умари (ум 1348/9), секретарь того самого египетского султана аль-Малика аль-Насира («владыки нисрского» «Памятника эриставов»), написал «Пути обозрения государств с крупными городами», где он указывает: «Подчиненные Золотой Орде («области царя Кипчака») народы черкесов, русов и аланов населяют процветающие многолюдные города и покрытые лесами плодородные горы; там процветают хлебопашество и скотоводство, текут быстрые реки, и там собирают много разнообразных плодов. Эти народы, однако, не в силах сопротивляться, находясь под властью хана, хотя у них есть свои цари. Если они ублаготворяют хана своей покорностью и посылают ему дары и приношения, он дает им жить в мире, если же они этого не делают, он идет на них войной и осаждает их города, обрекая мужское население мечу и продавая женшин и детей в рабство во все страны мира»[61]. И еще: «Хотя кипчаки могущественнее, нежели войска черкесов, русских, мадьяров и аланов, последние часто захватывают их детей и продают работорговцам». [62]
И здесь мы вернулись к теме о египетских мамлюках. Напомню, что положение мамлюки благоволили грузинам, потому что среди мамлюков было много грузин, – общая стигма и объяснение расцвета грузинской общины в Иерусалиме в XIIIXV вв.

Воины-рабы (гулямы) составляли основу гвардии аббасидских и фатимидских халифов, заговоры и мятежи гулямов стали причиной развала халифатов.
Арабское мамлюк (принадлежащий, собственность, раб) обозначало воина с определенной биографией: в юности он был взят в плен, его воспитали как профессионального военного и обратили в ислам (с этих пор он уже не раб).
У Сельджуков: Шамс ад-Дин Иль-Дегиз - первый великий атабег Азербайджана и основатель династии - из мамлюков.
В Египте мамлюки появляются при фатимидском халифе аль-Азизе (975 - 996), отце аль-Хакима. Мальчики-рабы воспитывались в закрытых военных школах, принадлежащих халифу. Позже такие школы появились и у эмиров. Успешные ученики этих школ к концу обучения освобождались от рабства и получали богатое вознаграждение, в том числе лен (не передаваемый по наследству, икта), а также содержание в армии. «Двоечники» оставались рабами. Ранг и должность освобожденных мамлюков (до XVIII в.) не передавались по наследству.

Мамлюки наследников Салах ад-Дина ,аюбидские мамлюки в Египте совершили переворот и создали мамлюкский султанат Египта и Сирии. Следует сказать, что мамлюки Египта, пришедшие к власти, были из корпорации[63] Бахри, выходцы из кипчаков (половцев), до 1382 г.
Эти кыпчаки появились в Египте уже известным нам образом. В 1221 г. монголы «направились к Дербенду Ширвана, осадили город Шемаху, овладели ею и убили многих ее жителей. После этого они направились в страну аланов, лакзов и других живущих с ними народов и нанесли им поражение, а затем в страну кыпчаков, согнали их с нее, захватили ее» (Ибн аль-Асир). Остатки разгромленных кыпчаков пришли к Дербенду и попросили у владетеля города убежище. Не получив его, кыпчаки хитростью овладели Дербентом, но были в разгромлены войсками Аррана, Ширвана и их союзниками грузинами. «Их (кыпчаков) уничтожали, грабили и захватывали в плен, так что кыпчакский мамлюк продавался в Дербенде Ширвана по [самой] низкой цене» (Ибн аль-Асир, по Буниятову).
Этих дешевых кыпчаков в беспрецедентных количествах (два корпуса по 1000 человек) покупает (в 1240--1243) султан Ас-Салих, неуверенный в своих союзниках - хорезмийцах. Да-да! Хорезмийцы, потеряв своего лидера, Джалал ад-Дина, продвигаются все дальше на юг и ищут себе занятие. В 1244 они прошли через Иерусалим, оставив о себе неизгладимую память разрушениями и тем, что прервали «второй период крестоносцев».
В дальнейшем большинство мамлюков поступало из Золотой Орды. И мы пока не видим среди них большого количества грузин.

c. Завершение истории аланов

Итак, часть аланов, как обычно, ушла с завоевателями. По-видимому, большинство аланов отправились завоевывать Китай, в империи Юань они заняли ведущее положение… Аланов упоминают в войске Ногая и его сына Джуги (Чаки), земли в устье Дуная называют «землями алан», после поражения Ногаидов в 1300 г аланов отмечают на службе в Византийской империи, в Крыму[64], аланские купцы ведут переговоры между Золотой Ордой и мамлюками

Изгнание аланов из Грузии приписывают Георгию Блистательному (1314 – 1346).
Агусти Алемань отмечает появление аланов в Венгрии (яссы) – 1318 г., на службе у болгарского царя - 1322, называет имя Сайф ад-Дин Багадур (Бахадур) Аса - прославленный мамлюк в Египте, аланов-мусульман видят на службе у ордынского хана Узбека в 1333.
Документы 1347, 1356 и 1364 гг. свидетельствуют о контроле Византийской Церкви над митрополией Алании (по Мейендорфу[65], 1985). Нет точной даты исчезновения государства. Положение о том, что Тимур добил аланов, - документальных свидетельств не имеет.
Аланские князья в Китае и Монголии – последняя дата упоминания об аланах: 1400 – 1434 гг. (Алемань).

d. Двалы и Ксанские эриставы. Тимур

Больше всего сведений о двалах дает Хроника Ксанских эриставов.
Когда Шалва вместе с Вахтангом противостоит Давиду – на стороне последнего двалы! Овсы и двалы в этой борьбе – по разные стороны.
Шалва непримиримо воюет с двалами: «Шалва же направился к хеви Двалетским и опустошил все. И напали (на него) шав-двалы (?) в ночь темную, (однако) встретили (их) поджидавшие, ибо узнал Шалва о приходе их. Тогда загнали их в ров скалистый, и ни один из них не смог уйти. И уничтожили множество двалов немалое. Тогда сожгли и опустошили все хеви Двалетские, и сокрушили и разрушили все крепости»… Вахтанг III расширяет пределы эриставства...
При сыне Шалвы Иване[66] двалы угоняют скот у соседей и эристав пытается их усмирить. Его сын Виршел (на похвалы которому автор не жалеет слов) твердой рукой приводит двалов к покорности «А то они найдут (удобное) время и, когда мы будем заняты из-за другой (какой) смуты, они отомстят нам и полонят нашу окраину, (лежащую) на их стороне землю нашу».
Опасения Виршела были не напрасны. «И опустошил (Тимур) все крепости и разрушил все храмы, монастыри и церкви. И покрыли войска его все поля, горы и леса, скалы и ушелья, и подобно морю покрыли (они) всю эту страну. И достигло войско их Кутаиси, Дагестана и Дариала; и сожгли и опустошили всю Грузию, и разбросали трупы мертвецов, подобно снопам сена». Виршел мужественно сражается с Тимуром, и, когда двалы нападают на Ксанского эристава в этот период, против них выступает центральная власть: Георгий VII (1393–1407) приходит лично, поход на двалов датируют 1404 или 1405. На этом Памятник Эриставов обрывается…

e. Иерусалимские мученики, Николай Двали

Один из важнейших аргументов против благополучного существования грузин в период мамлюков - то, что именно в это время появляются иерусалимские мученики: Саломия Грузинка, Лука Иерусалимский и самый поздний, XIV в., Николай Двали.

***

Я, конечно, не собиралась решать вопрос о Южной Осетии. 
В КЦ овсы упоминаются в 1307 г. – в составе войска ильханов. Считается, что Тимур добил кавказских аланов и вытеснил уцелевших в горы, где аланы смешиваются с местным населением[67]. Ко времени Тимура относится и поход на двалов. Парсадан Горгиджанидзе приводит слова атабага Самцхе Иванэ Джакели (1391–1444) о том, что враги Восточной Грузии с севера – осетины и русские.

Общепринятое положение: мамлюки благоволили грузинам, с объяснением потому что среди сановных мамлюков было много грузин, - при ближайшем рассмотрении не выдерживает критики. Во-первых, мы не видим среди мамлюков до 1382 г. значительного количества грузин, но и в дальнейшем положение грузинской общины в Иерусалиме неустойчиво и напрямую зависит от международного положения и даже от отдельных событий и лиц, поэтому собственность то возвращают, то вновь конфискуют. Тем не менее обширные владения грузин в период мамлюков не вызывают сомнений.
Роль защитников и ктиторов святого и живоносного Гроба для Грузии – международный статус государства, который с XI в. неуклонно растет и достигает своего пика накануне нашествия монголов, после чего Грузия раздроблена, но не слаба, она вписывается в новый международный расклад сил, в котором все сложнее выполнять роль защитника и ктитора, медиатора (Пахлич) между Востоком и Западом, однако Грузия пытается этот статус удержать.
Если для Иерусалимской греческой патриархии грузинская собственность связана с тем, что «мамлюки благоволили грузинам», то для Грузии (в том числе по «Памятнику эриставов») присутствие в Иерусалиме – международный статус вновь объединенного государства.

По поводу монастыря Св. Димитрия можно сказать, что здесь могли присутствовать грузины еще в VI в. (метох Саввы).
Монастырь принадлежал грузинам, известны имера ктиторов (построен князем Шалвою Кснис-Эристави и Иоанном Виршели), их поминали здесь и в XVIII в. 
Поскольку имена Иоанн и Виршел очень часты в роду, мы можем ориентироваться только на эриставов с именем Шалва, и такого мы находим в родовой хронике Ксанских эриставов. Помещенный в «Памятнике эриставов» рассказ о том, что сын эристава Шалвы Пипа отправился в Египет по поручению царя, получил там ключи иерусалимские, а затем посетил Иерусалим, подтверждаются поминальными записями в Синодике Крестового монастыря о Пипе и его матери Тамар. Дата посольства (1316/1317) известна из Макризи.
Мы не знаем, когда грузины потеряли право на монастырь Св. Димитрия. Д. Прингл указывает, что османский султан Селим в 1517 г. подтвердил его владение грекам[68].
В XIX в. первый председатель РДМ Порфирий Успенский отмечает[69]: «Монастырь Св. Димитрия составлен из разных прикупленных домиков и потому келии разбросаны в нем там-сям, вкривь и вкось. В нем могут поместиться 300 поклонников. Его занимают, обыкновенно, анатолийские греки и лазы трапезундские[70]».
Странно, что с разницей в несколько лет Успенский и Кавелин (см. выше – болгары) видят здесь разную публику. Нам, конечно, интересны лазы трапезундские (Успенский), поскольку это и есть грузины, но мы это оставим на будущее.
В 1900 г. монастырь разрушен, на его месте построена школа, перед разрушением план монастыря составил Конрад Шик.





[1] Святой Димитрий Солунский (ум ок. 306), вмч., воин, покровитель воинов и защитник отечества.
[2] 1187 г. – бой при Карней Хиттин, Салах ад-Дин отнимает у крестоносцев Иерусалим, значительную территорию королевства, Честной Крест.
[3] Архимандрит Леонид, Лев Александрович Кавелин (1822 – 1891), богослов, историк, переводчик, почётный член ИППО, членкор Петерб. АН. Мать – урожд. Нахимова, двоюродная сестра адм. П. С. Нахимова. Двоюродный брат философа К. Д. Кавелина. Учился в Московском кадетском корпусе, 12 лет служил в лейб-гвардейском полку. В 1852 г. стал послушником Оптиной Пустыни. С 1857 – член РДМ в Иерусалиме, с 1863 по 1865 – начальник РДМ. Вследствие происшедших в миссии раздоров покинул Иерусалим.
[4] Игумен Дниил путешествовал в Галилею с отрядом крестоносцев, именно при описании этого эпизода он вдруг начинает путать страны света: «и лежит та земля по направлению от Иерусалима на юго-восток… И путь этот весьма страшен и очень тяжел: в горах каменных идти три дня, а четвертый день вдоль Иордана по полю идти, все на восток вплоть до верховий Иордана, откуда берет начало Иордан-река». Иордан протекает с севера на юг и от Иерусалима находится на восток. Наверное, об этом времени Даниил написал: «Я же неподобающе ходил путем тем святым, во всякой лености, слабости, пьянствуя и всякие неподобающие дела творя».
Простим Даниилу неточности. Игумен Даниил – один из самых информативных и достоверных источников. Замечу, что он не только останавливался на подворье монастыря Саввы в Иерусалиме, но и жил в самом монастыре Саввы в Кидроне, а также имел сопровождающего из этого монастыря.
[5] Так, о метохе Саввы сообщает и Иоанн Фока (70-80 гг. XII в. – до завоевания Салах ад-Дина): «Рядом с сею башнею находятся ведущая в город ворота. Войдя в оные, пойдешь по широкой улице, по правую сторону которой близ королевских палат водружен метох преподобного отца нашего Саввы, а прошедши по улице примерно на вержение стрелы найдешь прекрасный храм Господня Гроба».
[6] Новѣ – недавно (Словарь древнего славянского языка, составленный по Остромирову Евангелию. – С.-Петербург, 1899).
[7] Эристави (дословно, «глава народа») – грузинская феодальная должность, правитель крупной провинции. Эристави становится титулом владетельного князя (мтавара) позже написания «Хроники эриставов». По указанию Вахушти, в XVI – XVIII вв. было три владетельных князя с титулом эристава – Арагвский, Ксанский и Рачинский.
[8] Картли делится на Верхнюю – Земо, Нижнюю – Квемо и Внутренюю –Шида.
[9] Вахушти Багратиони (1695/1696, Тбилиси – 1758, Москва) – грузинский царевич, историк и географ XVIII в., сын царя Вахтанга (1703—1725 гг.).
[10] Осетинами, овсами КЦ называет аланов.
[11] См. Алемань Агусти (Каталония, Испания). Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М., 2003.
[12] «Картлис Цховреба» («Житие Картли»), сборник исторических сочинений, сложившийся в XII в. и пополнявшийся до XIX в., официальный памятник политической истории Грузии. Древняя Картлис Цховреба (до XIV в.) включает: «Жизнь грузинских царей» (до 20-х гг. в.), «Обращение Картли святой Нино» и «Мученичество царя Арчила» (события VIII в) Леонти Мровели (XI в.); «Жизнь Вахтанга Горгасали»(события в.) Джуаншера (предположительно,  современника Мровели, т. е. XI в); «Летопись Картли» (с VIII в. до XI) анонимного автора XI в.; «Историю царского рода Багратиони» (от правления детей Арчила, VIII в, до правления отца Тамар, Георгия, XI в) Сумбата Давитисдзе (XI в.); «Историю царя царей Давида» анонимного автора XII в., «Историю и восхваление венценосцев» «первого историка Тамар», «Жизнь царицы цариц Тамар» так называемого «второго историка Тамар» и – оба произведения XIII в.; «Летопись времен Георгия Лаша» (XIII в., от отца Тамар Георгия до сына Тамар Георгия Лаши) и «Столетнюю летопись» (от Тамар до Георгия V Блистательного) анонимного автора XIV в. В XIV–XVII вв. свод не дополнялся. В XVIII в. царем Вахтангом VI была создана комиссия "ученых мужей" под руководством Бери Эгнаташвили, которая заполнила существующий пробел и составила историю Грузии XIV–XVIII вв.
[13] Аланы – сарматы (скифо-сарматы) – ираноязычные кочевые племена. Иторики различают скифов (ираноязычные кочевники, известны с VIII в до н. э.), вторгших на их территорию сарматов (известны с VI в. до н. э., также ираноязычные кочевники), аланов (с I в.  – часть скифо-сарматов), иногда овсов (часть аланов, оставшаяся на Северном Кавказе после нашествия гуннов, IV в.) и осетин (ушедшие в горы после разгрома Алании монголами, XIII в.).
[14] «…у армян, картвелов, ранов, моваканцев, эров, леков, мегрелов и кавкасианов, у всех этих сородичей, был один отец по имени Таргамос. Сей Таргамос был сыном Тарша, внуком Яфета, сына Ноя».
[15] В. Н. Гамрекели (Двалы и Двалетия в I-XV вв. н.э.- Изд-во АН Грузинской ССР, Тбилиси, 1961) считает двалов родственным дзурдзукам племенем. Сегодняшними потомками дзурдзуков считаются чеченцы и ингуши, эти народы называют вайнахскими. В средневековых рукописях используются наименования кавкасиани: дзурдзуки и двалы, находящиеся в отношении включения, самое широкое – кавкасиани. Осетины – ираноязычные. Стоит сказать, что в лингвистике происхождение кавказских языков представляет неразрешенную проблему. «Потомки Таргамоса» говорят на языках, между которыми родственные связи не доказаны.
[16] Куджи, правитель Эгриси (Лазики).
[17] История Осетии в документах и материалах (С древнейших времен до конца ХVIII в.) / Составители Тогошвили Г.Д., Цховребов И.Н. – Том I. – Ереван. Юго-осетинский НИИ АН Гр.ССР. Цхинвал. 1962
[18] Понтийское царство (распространившее свою власть на Колхиду и Абхазию) создано Митридатом – персом из войска Александра Македонского. Западная Грузия и в дальнейшем находится в сфере влияния Греции, а затем – с завоеваний Помпея, как и Иудея, – Рима.
[19] Дион Кассий (155 – 232), римский консул и историк греческого происхождения, автор «Римской истории» в 80 книгах.
[20] Аммиан Марцеллин. Римская история (Res Gestae). Перевод с латинского Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. Издание третье. – Издательство «Алетейя». Санкт-Петербург, 2000. – Книга XХХI, 3. Аммиан Марцеллин (ок. 330 – 395) – грек, язычник, участвовал практически во всех (многочисленных) войнах империи, считается самым значительным и объективным историком своего времени. Res Gestae (сохранилось 18 книг из 31) – продолжение Тацита.
[21] Предки чеченцев и ингушей.
[22] Сегодня проживают в Дагестане.
[23] Форма восходит к арабскому наименованию древней Атропатены — Адербейдаган.
[24] Подразумевается халиф Мутаваккиль (847-861 (прим. в КЦ).
[25] Ю. Кулаковский. Христианство у алан. – Христианский Восток,т. V, 1899. Существует мнение, что аланы приняли христианство еще во времена Григора Партева, вместе с армянами, грузинами и абхазами.
[26] Атабаг – первоначально воспитатель наследника престола; должность возникла при грузинском дворе по примеру восточных стран; был членом совета. Считается, что должность ввела царица Тамар. Первым атабагом был Иванэ Мхаргрдзели (Закарян). Впоследствии атабаг – это титул правителя княжества (или иного вассального владения).
[27] Это по существу единственное прямое упоминание о двалах в КЦ, остальное- о Двалетск ойдороге и дурдзуках.
[28] Игумен лавры Св. Саввы (ум. 1844), вар.: секретарь Святогробского братства (ПЭ).
[29] См. ниже.
[30] «Дигори – земля в Осети» (Вахушти)
[31] Кипчаки (кыпчаки) – самоназвание половцев. Давид женился на дочери хана Ортока Гурандухт, разведясь с армянкой Русудан, которая появляется вИерусалиме как «вдова Давида»
[32] Матфей Эдесский, Маттеос Урхаеци (ум. в 1144) – армянский историк и хронист, родом из города Эдесса (Урха).
[33] Битву при Дидгори упоминают, среди прочих, канцлер князя Роджера Антиохийского Готье (Галтерий) (XI-XII вв.), сирийский патриарх Михаил Сирийец (XIIв.), арабский путешественник Ибн-аль-Азрак-аль-Фарики (XII в.), арабский хронист Ибн аль-Каланиси (XII в.), арабский историк Ибн Аль-Асир (XII-XIII вв.), киликиец Смбат Спарапет, сирийский историк Камаль ад-Дин ибн аль-Адим (XIII в.) и пр.
[34] Donald Rayfield. The Literature of Georgia: A History. - Routledge, 2013 г.
[35] Завоевание Джалал ад-Дином Тбилиси.
[36] В 1206 «владетель Азербайджана и Аррана Абу Бакр сын Пахлавана женился на дочери грузинского царя» (Ибн аль-Асир). Речь о дочери Тамар Русудан. Абу Бакр ум. 1210-1211. Узбек, сменил своего брата Абу Бекра. По отношению к Узбеку ибн аль-Асир употребляет выражение «правитель, заботы которого не распространялись дальше брюха и уда»... Под Азербайджаном понималась прежде всего территория к востоку от озера Урмия и до Каспийского моря, к югу от реки Аракс, некогда занимаемая Атропатеной. Арран (Ран) - часть бывшей Кавказской Албании.
[37] Армянский Карин, изантийский, Феодосиополис, грузинский Карнукалаки.
[38] В КЦ: «…царица Русудан привела сына (правителя) Тогрила в качестве заложника. Был он ладно скроен, в возрасте зрелом, совершенен статью, отважен и многосилен. Приглянулся он царице Русудан, и явила желание женить его на себе, что и исполнила. И сделала сына Тогрила супругом своим, от которого родилась дева, возвышенно красивая, и нарекла ее именем блаженной матери своей – Тамар. Затем вновь народили сына и нарекли его Давидом. Кроме того, растила она племянника своего Давида – сына Лаша-Георгия». Это замужество Русудан датирут 1223 г. Тогрил (Тогрул - владетель Эрзерума, Сельджукид, племянник султана Рума Рукн ад-Дина ибн Альп-Арслана II. Жениха предварительно крестили – по требованию невесты. От этого брака двое детей: Тамара и Давид (Нарин).
[39] Ок. 1225 ширваншах Гершасп крестит своего сына и отдает в почетные заложники Русудан в качестве будущего жениха только что родившейся дочери Русудан Тамары. Этого жениха освобождает Джалал ад-Дин.
[40] Конийский султанат - то же, что Румский, под властью Сельджукидов. Кылыч Арслан II (1156—1192) наголову разбил армию Мануила I Комнина в битве при Мириокефале (1176). Рукн ад-Дин Сулейман II, сын Кылыч-Арслана II (Нукардин грузинских рукописей) – султан Рума (1196-1204 гг.), возглавлял войска сельджуков во время войны с грузинами на Басианском поле в 1202 г., потерпел поражение. Через 20 лет сын этого Тогрила станет мужем Русудан и отцом ее детей (см. выше). Румский султан Кейхосров II (1237—1244) – муж дочери Русудан, Тамары. В результате внутренних распрей и вторжения монголов Конийский султанат к 1307 г. распался на ряд бейликов, один из которых со временем превратился в Османскую империю.
[41] Древния армянский город Карс в X—XI вв. стал столицей Ванандского или Карсского царства, под управлением младшей ветви армянских Багратидов; в 1064 г. Карсское царство присоединено к Византии, позднее завоевано Сельджуками. В 1206 г. Карс вошёл в состав владений рода Закарян в пределах Грузинского царства.
[42] См. Переговоры Салах ад-Дина.
[43] За свое освобождение Иванэ отдает за Аюбида дочь Тамту (см.).
[44] Так назвали свою нынешнюю столицу ингуши.
[45] Давид VI Нарин (1245—1293, после 1259 царь Имеретии), сын Русудан. Давид VII Улу сын Георгия Лаши (1247–1270, с 1259 г. – правит только Восточной Грузией).
[46] Берке, Хан Золотой Орды и первый мусульманин среди монгольских ханов, заключает союз с мамлюками против Хулагу.
[47] По обоим берегам Каспия (в арабских источниках – Хазарское море) были проходы, оснащенные мощными укреплениями, называемые Каспийскими Воротами, или Железными, на западном берегу – в Дербенте (отдельное название – Албанские ворота), на восточном – в Горгане (Гиркания, Иран – Гурганские ворота); оба сооружения приписывались Александру Македонскому. Владение Дербентом означало владение торговым путем и важнейшим стратегическим пунктом. До арабо-хазарских войн Дербент находился на территории Кавказской Албании.
[48] Общее военное хозяйство, землячество, когда они приходят к власти, их называют династией.
[49] Давид VII Улу.
[50] Дманиси – город-крепость в Квемо (Нижней) Картли, к юго-западу от Тбилиси. По КЦ, еще Буга-Тюрок, арабский полководец в сер. IX в. поселил там «сто домов осетин».
[51] Давид VIII.
[52] Мтавар – владетельный князь.
[53] В это время против Давида VIII, сына Деметре, выступают также воины Беки Джакели. Все противники Давида – участники походов ильханов:
[54] Давид VI Нарин.
[55] На родство с аланами, помимо осетин, претендуют чеченцы, балкарцы, карачаевцы, ингуши…
[56] Виршел – Шалва (воспитан «отцом Вахтанга», т.е. Дмитрием, по Пямятнику Адарнасе-?), поэтому Шалва воспитал Вахтанга (Шалва с Вахтангом и овсами, жена Шалвы – дочь царя овсов), а двалы - с Вахтангом, у Шалвы 13 сыновей, эриставом сел Ларгвел (1296 – по приписке), у него три сына, из них  сел Виршел, и «в это время…».
[57] Персами могли называть ильханов.
[58] Скорее всего, «мисрскому» (Миср – Египет), в это время султан – сын Калауна (Калаун – преемник Бей-Барса) – ан-Насир Мухаммад I ибн Калаун (правление 1293-1294, и с 1299 до смерти в 1341, с перерывом в 1309). В 1323 г. ан-Насиру удалось наконец заключить мир с монголами.
[59] Аль-Макризий. (Такы эд-дин Ахмед ибн-Али) – один из лучших арабских историков (1364–1441), родился в Каире и большую часть жизни провел в Египте.
[60] Е. П. Метревели. Материалы к истории иерусалимской грузинской колонии (XIXVII вв.), Тбилиси, 1962 (на груз.). Дату внесения Пипы в Синодик не нашла.
[61] Итальянские (генуэзские) колонии в Северном Причерноморье (Каффа в Крыму – нынешняя Феодосия) поставляли рабов в Европу (спрос на рабочую силу после эпидемии чумы) и в Египет (армия и гаремы).
[62] Алемань. О другой группе аланов у аль-Умари: «аланы и горы Кавказа составляют северную границу Армении, Албании и Азарбайджана, территорий ильханата Ирана».
[63] Общее военное хозяйство, землячество, когда они приходят к власти, их называют династией.
[64] Тверской купец Афанасий Никитин в XV в. сообщает: «Далее за Каффой, по изгибу берега на Великом море, находится Готия, за ней – Алания <…> готы говорят по-немецки <…> Я думаю, что благодаря соседству готов с аланами произошло название готаланы. Первыми на этом месте были аланы, затем пришли готы; они завоевали эти страны и смешали свое имя с именем аланов». Каффа – Феодосия.
[65] Иван (Иоанн) Феофилович Мейендорф (1926 – 1992) – протопресвитер Православной церкви в Америке, богослов, патролог и церковный историк.
[66] Внучка Георгия Блистательного, Гюльшар, замужем за Иоанном Квенипневели, эриставом Ксанским.
[67] На родство с аланами, помимо осетин, претендуют чеченцы, балкарцы, карачаевцы, ингуши…
[68] Патриархом Иерусалима в это время (с 1491). был Дорофей II (ум. 1534) – последний палестинский араб на Иерусалимской кафедре, то есть мелькит. В 1525 г. османские власти провели в Палестине перепись, в Иерусалиме насчитывалось 635 домов мусульман, 199 - иудеев и 129 домов христиан, в т. ч. 96 семейств мелькитов (ПЭ). Вернувшиеся к власти в Партиархате греки утверждали и утверждают, что султаны Селим I и Сулейман I Кануни подчинили власти Иерусалимского патриарха общины грузин, сербов и абиссинцев, а также и их собственность. Кроме того - отдали под власть Патриархата все связые места в Палестине. Это положение подвергается сомнению всех заинтересованных сторон.
[69] Епископ Порфирий (в миру Константин Александрович Успенский (1804 – 1885), востоковед, византолог и археолог. Почётный член ИППО, первый глава РДМ – с 1847 г. до русско-турецкой войны (1854).
[70] А также Трапезунт, Трабзон. Лазика – Западная Грузия. Напомню, что товарищем Петра Ивера был Иоанн Лаз (из Лазики).