Глобус Иерусалима: ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: D. Христианская хронология

пятница, 3 января 2020 г.

ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: D. Христианская хронология

(a) Задачи
Первые опыты составления христианской хронологии (от Адама, от сотворения мира, от Рождества, от Благовещения – Воплощения и пр.) относят ко II – III вв. н. э. Их задача – убедить языческих оппонентов в древности основ христианства, этому служит синхронистическое сопоставление мировой истории с ветхозаветной; а иудеев – в том, что христианский Мессия предсказан пророками.
Христианская хронология возникла на основе разработки пасхалий (расчеты времени празднования Пасхи). В процессе отделения христианства от иудаизма способы подсчета и богословские обоснования разошлись, в этом не последнюю роль играла задача доказательства того, что иудеи считают неверно.
Период расцвета исторической хронографии относят ко IIV вв. Первоначально разработка пасхалии не была связана с хронологическими изысканиями, но уже в начале III в., сложилось убеждение, что с помощью пасхалии возможно вычислить точные даты для всех важнейших событий истории, включая будущий приход Мессии. Хроникальные каноны Евсевия Кесарийского еще не зависели от пасхалии, позже «наиболее авторитетными признавались такие системы исторической хронологии, в которых календарные параметры таких событий, как творение светил и Воскресение Христово, соответствовали данным пасхалии» (Кузенков).

О датах в Новом Завете см. Христианские праздники (оглавление справа).
О судьбе научной астрономии см. Образовательные центры Византии (в книге), Ипатия.

(b) Субботнее тысячелетие


Эсхатологический аспект был одним из важнейших в межзаветный период и не утерял своей актуальности позже.
Апостол Павел считал, что он живет в Последние дни. Флавий замечает о повстанцах: «Главное, что поощряло их к войне, двусмысленное пророческое изречение, находящееся также в их священном писании и гласящее, что к тому времени один человек из их родного края достигнет всемирного господства. Эти слова, думали они, указывают на человека их племени, и даже многие из мудрецов впадали в ту же ошибку, между тем в действительности пророчество касалось воцарения Веспасиана[1], избранного императором в иудейской земле» (Флавий ИВ VI 5. 4).
Иудейская традиция распространяла символизм дней творения не только на недельный цикл, но и на годы[2]. Большинство хронологий, опирающихся на библейские данные, относило время пришествия Мессии к шестому тысячелетию, по аналогии с днями Творения - это «субботнее тысячелетие».

С апостольских времен в христианстве было широко распространено убеждение в реальности наступления апокалиптического «царства святых со Христом». Поскольку наступление этого царства отодвигалось (по отношению к ожиданиям апостола Павла), споры о времени его наступления (а также о том, что оно собой представляет) продолжились.
Самым ранним текстом, в котором отчетливо выражены представления о связи времени Конца света с символикой дней Творения (и дней недели) считается апокрифическое «Послание Варнавы» (не позднее 30-х гг. II в. н.э, по Кузенкову): «что значит: завершил в шесть дней. Это значит, что Господь завершит все в шесть тысяч лет; ибо у Него день означает тысячу лет. <…> И почил в день седьмой. Это значит, что когда Сын Его придет и уничтожит время беззаконного, совершит суд над нечестивыми, изменит солнце, луну и звезды, тогда Он прекрасно почит в седьмой день. <…> Наконец, Бог говорит им (иудеям): «Новомесячий ваших и суббот ваших не терплю» (Ис. 1:13). Видите, Он говорит: «Угодны Мне не нынешние субботы, но то, что Я совершил, когда, положив конец всему, сделаю начало дню восьмому, то есть начало другому миру». Поэтому мы и проводим в радости восьмой день, в который и Иисус воскрес из мертвых, и после того, как явился верующим, вознесся на небо».
Из этих мистических параллелей логически выводится необходимость праздновать Пасху в воскресенье (что и было принято), а также предельный возраст мира (до начала другого мира) в 7000 лет. Однако победило мнение, относящее апокалипсис к 6000 г. мира [3].
Древнейшим христианским хронистом П. Кузенков называет Юлия Африкана (IIIII вв.), уроженца Элии Капитолины (Иерусалима), который сформулировал эру: 5500 от Адама до Христа. «Новая хронологическая концепция, разработанная другом Оригена Секстом Юлием Африканом (II-III в.) на Востоке и Ипполитом Римским (II-III в.)  на Западе, была призвана внести определенное успокоение в умы. В ней постулировалось, что от Адама до Христа прошло 5500 лет и еще как минимум 500 лет должно пройти от Христа до «субботнего» 6000 г., с наступлением которого можно связывать чаяния Второго Пришествия» (Кузенков).

Начало создания современного иудейского календаря от Сотворения мира относят ко II в. н. э. (Кузенков). В раввинистической традиции за точку отсчета принимается новолуние первого месяца (тишрея) при сотворении мира - молад тоху (новолуние хаоса) 1 тишрея в год сотворения мира с указанием времени до секунд = 23 ч. 11 мин. 20 с.6 октября 3761 г. до н.э. - это понедельник (день второй, по иудейскому календарю), то есть пришлось поступиться символикой дней Творения, замечает Кузенков, отстаивающий долгую хронологию как исходную для иудейской календарной традиции. Традиция поясняет: создание упорядоченного мира началось 25 элула, за пять дней до истечения года хаоса, все дни творения до создания Адама названы днями условно, в астрономическом смысле это могли быть и тысячелетия; сотворение Адама приходится на 1 тишрея второго года (3760) от сотворения мира – молад адам, и это пятница, день шестой.
Иудейский календарь отсрочил субботнее тысячелетие, но время идет, и оно уже наступило (2019-2020 «гражданский год» = 5780 г. по иудейскому календарю).

(c) Универсальная хронология

Точка отсчета (от Сотворения мира, от Адама, от Рождества и пр.), а также представление о конечности мира (Пришествие Мессии, Страшный суд, Последние дни, Субботний год) – общая характеристика иудейской (эллинистической) и христианской хронологии, которые в окончательном виде складывались параллельно (со II по вв. н. э.).

Появление представления о начале и конце мира кардинально изменило понимание процесса: «на место пресловутого «колеса истории», движущегося по прихоти фортуны, за которым историку остается лишь наблюдать, по возможности бесстрастно фиксируя непостижимые для смертных превратности судеб, — явился премудрый и преблагой Промысел Божий, обладающий предвечным знанием о всех событиях и делах мира и связывающий время воедино цепочками пророчеств и предзнаменований. Теперь историк из праздного наблюдателя должен был стать богословом — толкователем божественной воли и тех законов, по которым Бог «мерою и числом» устроил бытие мира» (Кузенков).
Христианские апологеты (тот же Юлий Африкан) принялись за создание сводов всемирной истории с универсальной хронологией, заменившей разнообразные античные и древневосточные эры. Их успехи вызвали изыскания язычников (для разоблачения основ христианской историософии). Разоблачительная работа неоплатоника Порфирия Тирского (III в.) помогла Евсевию Кесарийскому доработать христианскую хронологию. «Хроника Евсевия — древнейшая из сохранившихся до наших дней и наиболее достоверная по меркам современной исторической науки — стала фундаментальным образцом данного жанра и обеспечила фактическим и хронологическим материалом все последующие поколения историков. Не будет преувеличением сказать, что именно хронология Евсевия, критически выверенная учеными Нового времени, лежит в основе современной научной хронологии античной истории» (Кузенков).
Эсхатологические настроения, связанные с положением гонимой церкви, вдохновляли и первых хронистов. Но Евсевий Кесарийский, главный церковный историк эпохи Константина, в своей всемирной хронике («Каноны времен») отказывается от эры 5500 и ведет счет от Авраама (по Септуагинте) и от Воплощения. Иероним Стридонский (перевел на латынь и продолжил хронику Евсевия по тому же принципу, хотя в Вульгате Иероним придерживается краткой хронологии Торы.

(d) Эры и стили

Итак, расчеты пасхалии объединились с созданием хронологических стилей, которых предлагалось множество.
Юлий Африкан, Ипполит Римский и Евсевий Кесарийский оперируют хронологической информацией Священного Писания (Лука) и эллинистических и римских историков, но уже. Ипполит попытался получить точную дату Воскресения, опираясь на разработанную им пасхальную таблицу.
Изобретение довольно точной пасхалии, основанной на 19-летнем лунно-солнечном цикле (III в. н. э. Анатолий Лаодикийский) стимулирует попытки соотнести ее с событиями священной истории, связанными с весенним пасхальным полнолунием: творением светил в среду (четвертый день Творения) и Страстной Пасхой, - событиями, между которыми, считали многие богословы, непременно есть символическая связь (Христос – новый Адам), и она должна выражаться эффектным числом. Следовательно, зная год и день Страстей и Воскресения, можно попытаться определить и точную дату начала творения мира (воскресенье) или создания светил и начала отсчета времени (среда в районе весеннего равноденствия и полнолуния). Надо лишь с помощью пасхалий, определяющих день недели и лунный месяц, согласовать даты библейской и греко-римской хронологии. Именно этой идеей и вдохновляются создатели пасхалистическо-хронологических систем. Из таких систем самые известные – Андрея Византийского (353 г.), Анниана Александрийского (412 г.) и безымянного автора «Пасхальной хроники» (630 г.).

Пасхалия Андрея вступила в действие в Константинополе в 353 г. н.э., когда окончилась 95-летняя пасхалия Анатолия Лаодикийского (эра, предположительно, 5500 лет от Адама до Христа).
По реконструкции П. Кузенкова, параметры эры Андрея таковы:
Творение мира — с воскресенья 18 марта по субботу 24 марта 1 года константинопольского цикла = 5604 г. до н.э.; создание светил — в среду 21 марта, в день весеннего равноденствия; сотворение Адама — в пятницу 23 марта.
Начало эры (эпоха) — 1 октября 5605 г. до н.э., воскресенье.
Воплощение — воскресенье 21 марта, 1-й день 5601 г. мира = 5 г. до н.э.
Страсти и Воскресение Христово — через 34 полных года, пятница 23 марта и воскресный день 25 марта 5635 г. мира = 31 г. н.э.
Реализованные «мистические параллели»:
21 марта — сотворение светил и Воплощение.
23 марта, пятница — дата и день сотворения Адама и Страстей Христовых.
25 марта, воскресенье — дата и день Благовещения и Воскресения
Но точка отсчета не совпадает с началом Творения. В этой пасхалии начало 12-го «великого индиктиона» символически совпадает с вступлением в права императора вновь объединенной империи (после гибели братьев-соправителей и длительной войны с узурпаторами) среднего сына Константина Великого, Констанция, арианина.

В Александрийской пасхалии (412 г.) 25 марта, воскресенье — дата и день начала трех главных событий священной истории: Воплощения (5501 = 9 г. н. э.) и Воскресения (5533 = 42 г. н э.), а также начала Творения (= 5492 г. до н.э..) и начало отсчета. При этом 5500 лет от Адама до Христа[4]: Рождество - 25 декабря[5], Страсти и Воскресение - 5534 г. (= 42 г. н. э.[6]). Последняя дата исторически некорректна. Однако мистическое содержание, по-видимому, было важнее.

К VI в., «когда по всем вариантам христианской хронологии 6000 год благополучно миновал, хронологический поход к истории переходит на иной уровень. <…> Авторитет мистических эр, в которых Богоявление или Воскресение датированы 5500 или 6000 г., все еще велик на Востоке <…> на Западе <…> грубый милленаризм уже в V в. был осужден и вытеснен более гибкой историософией Августина[7] <…>
В VII в. была принята ромейская (византийская) эра, прошедшая несколько этапов при своем становлении. П. Кузенков считает ее прообразом ту, основания которой изложены неизвестным автором «Пасхальной хроники». Я отправляю интересующийся подробностями к работе Кузенкова.
Нам будет достаточно того, что «константинопольская эра, византийская эра, древнерусская эра, «от Адама», мартовский стиль — система летоисчисления «от сотворения мира», которая православными теологами относилась к пятнице — шестому дню творения, вычисленному согласно Септуагинте как 1 марта 5508 г. до н. э., а впоследствии как суббота 1 сентября 5509 г. до н. э. (сентябрьский стиль)» (Википедия).

Александрийскую эру против византийской пытались отстоять Максим Исповедник (VI VII), Георгий Синкелл (VIII—IX) и его более известный продолжатель Феофан Исповедник (VIII—IX) и др., однако победила византийская.

То, что называется «нашей эрой» появилось в VI в., когда монах Дионисий Малый составил пасхалию на основе перевода на латынь александрийской и предложил новую точку отсчета[8]. Общепринятого разъяснения происхождения этого цикла нет. Возникновение точки отсчета от Рождества Христова, которая не соотносится ни с одним из известных вариантов расчетов даты Рождества представляется досадным недоразумением, однако пасхалию Дионисия, наряду с традиционным счетом по индиктам (= византийская эра, от сотворения мира), начали использовать в документах; доработал систему в VIII в. Беда Достопочтенный и использовал в своей «Церковной истории народа англов». В IXX вв. эра Дионисия получила хождение в Риме, с XII в. - в Западной Европе, как официальное летосчисление католической Церкви - не ранее XV в., на украинских землях - из Польши в XVXVII вв., в России она введена с 1700 г.; в Армении и Грузии — c XVIII в.

Итак, хронология освобождается от мистического смысла и превращается в самостоятельный инструмент, обеспечивающий удобное летоисчисление.
Утеря мистического содержания хронологии приводит к деградации самого жанра летописания: «Историки ІХ-ХІ вв. демонстрируют крайнюю неуверенность в вопросах хронологии. <…> Жанр хронографии, зародившись и достигнув расцвета в ранней Византии, плачевно представлен в византийской традиции после Феофана[9]» (Кузенков).
Требования к литературным качествам исторического сочинения были пересмотрены. «Отныне господствует жанр связного и поучительного повествования», исторические хроники становятся «богословскими», в которых первостепенное значение уделено выстраиванию некоего православно-христианского исторического канона».

Споры о новом и старом стиле не затрагивают мистического содержания хронологии. Расхождение юлианского календаря с астрономическим привело к смещению Пасхи (и других праздников) все ближе к лету, что было замечено еще в XIII в., но только папе Григорию XIII (1572-1585) удалось осуществить реформу[10]: после 4 октября 1582 г. постановлением ввели 15 октября.
Реформа также вводила дополнительное правило: отмена високосов юлианского календаря в годы, кратные 100, кроме тех, что делятся на 400, поэтому разница между календарями увеличивается и сейчас составляет – 14 дней. Изменился сам способ расчета пасхалий.
Как известно, не все церковные календари перешли на новую систему. Протестанты[11] сформулировали причину так: «Лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой», для русского православного богослова В. В. Болотова аргументом против григорианской пасхалии была возможность совпадения новой Пасхи с иудейским Песахом[12], то есть игнорирование древнего постановления. Из интересующего нас Русская, Иерусалимская, Грузинская церковь пользуются сегодня юлианским календарем.



[1] Иосиф бен Матитьягу – один из руководителей иудейского восстания против римлян, был освобожден из плена Титом Флавием Веспасианом Старшим после того, как Тит стал императором, что было предсказано пленником заранее. Иосиф принял имя патрона, под которым он стал известен как историк Иосиф Флавий, а в еврейской традиции – как предатель. Подобная история существует о законоучителе Иоханнане бен Заккае, который сумел выбраться из осажденного Иерусалима, встретиться с тем же Титом Старшим и указать ему в Библии на пророчество о его будущей власти. Пророчество сбылось, и бен Заккай получил разрешение создать академию в Явне, где началась работа по формированию иудаизма без Храма (раввинистического иудаизма), то есть .
[2] В иудаизме каждый седьмой (субботний) год следует оставлять землю под паром и отменять долги (Исх. 23:10–11; Лев. 25:1–7, 18–22; Втор. 15:1–11).
[3] Вардесан (Бардесан, 154 - 225), сирийский христианский гностик, современник и советник знаменитого царя Авгаря, введшего христианство в Эдессе, изобрел стихосложение для сирийского языка и сочинил по образцу Псалтири 150 гимнов. Его последователем в гимнографии стал Ефрем Сирин. В астрономических расчетах Бардесана циклы обращения всех известных в то время «блуждающих светил» оказывались кратны периодам в 60 лет: в этот срок укладывалось 2 обращения Сатурна, 5 Юпитера, 40 Марса, 60 Солнца, 72 Венеры, 120 Меркурия, 720 Луны. «И потому исчислил это Бардесан, поскольку желал показать, что только шесть тысяч лет просуществует этот мир» (Георгий Синкел). Поскольку Африкан был знаком с Бардесаном, можно предполагать, что эти «естественнонаучные» доводы повлияли на основу его хронологии (по Кузенкову).
[4] 5500 от Адама до Христа - восходит к эре Юлия Африкана, но он относил Воплощение к началу 5501 г. от с.м. = 2 г. до н. э.; Крещение 5531 г. от с.м. = 30 г. н.э.; Страсти и Воскресение - весна 5532 г. от с.м. (?) = 31 г. н.э.? (по реконструкции Кузенкова). Африкан считал, что общественное служение Иисуса продолжалось один год.
[5] Празднование Рождества Христова 25 декабря впервые фиксируется на Западе в 1-й половине IV в., в 70-е годы того же столетия проникает в Константинополь и Антиохию, в Александрии появляется на рубеже IV–V вв., а в Иерусалиме утверждается еще позднее — в VI в. (Кузенков).
[6] На Востоке с IVв. было принято соотносить Тайную Вечерю с 14 нисана, Страстной Пятницы — с 15-м, а Воскресения — с 17-м. Это условие выполняется только в 42 г. н.э., что и определяет дату Рождества = 25 декабря 8 г. н.э.).
[7] Августин Блаженный (IV – V вв.) полагал, что «царство святых» началось с приходом Христа (и оно продлится не 1000 лет). Эта точка зрения стала нормативной на Западе.
[8] Дионисий Малый установил для александрийской пасхалии собственную дату Рождества (25 декабря 1 г. до н.э.), что перенесло год Страстей Христовых на 34 г. н.э. Однако в этот год Страстная Пятница не попадает на 15 нисана… Пасхалия Дионисия была не первой и далеко не единственной, в которой события датировались от времени Христа. Математически данная система неудобна тем, что в ней пропущен «нулевой» год; поэтому астрономы используют ее вариант, в котором 1 г. до Р.Х. = 0 г., 2 г. до Р.Х. = –1 г. и т.д. Для исследований в области хронологии данная эра неудобна тем, что необоснованно претендует на точность в определении года Рождества (Кузенков).
[9] Имеется в виду Феофан Византиец, Исповедник (VIII–IX вв.).
[10] Автором проекта григорианского календаря стал итальянец из Перуджи Алоизий Лилий (Луиджи Лилио, 1520–1576). «главным его практическим недостатком явилось то, что разрушился 532-летний пасхальный цикл, и вычисление даты католической Пасхи отныне превратилось в сложную математическую задачу» (Кузенков).
[11] Сегодня среди протестантов есть как старостильники, так и новостильники.
[12] Правило, по которому Пасха приходится на первое воскресенье, совпадающее с полнолунием после дня равноденствия, установлено в III в. Никейский собор (325 г.) постановил считать днем равноденствия 21 марта и утвердил правило не праздновать Пасху с иудеями.
-----------------------------------------------

Ссылки на справочный аппарат и содержание см. на правой панели.