Глобус Иерусалима: D. Разрешенная религия

понедельник, 21 октября 2019 г.

D. Разрешенная религия





(Становление христианства: содержание)







Гонения Диоклетиана отменил на управляемой им территории август восточных провинций Галерий в 311 г. (который считается инициатором гонений при Диоклетиане, когда Галерий был еще цезарем[1]). Это был эдикт о веротерпимости, под который подпадала и христианская церковь. Мир прервал цезарь востока Максимин (племянник Галерия). История христианской церкви как разрешенной отсчитывается от Миланского эдикта (313). «…отличие эдикта 311 года от миланского эдикта 313 года состояло в том, что в первом категорично упомянуты были различные условия для принятия христианства, которые последним эдиктом отменяются. Августы – Константин и Ликиний <…> сочли нужным предоставить и „христианам и всем другим полную свободу (liberam potestatem) следовать той религии, какой кто может и какую считает для себя наилучшею, чтобы всякое божество, какое только есть на небесном престоле, было милостиво и благосклонно к ним и всем нашим подданным”» (по Болотову). Константин в итоге[2] становится единоличным правителем Римской империи. Христианская церковь постепенно превращается в церковь господствующую. Едва получив признание, она обращается за помощью властей для решения внутренних разногласий (гонения на донатистов[3], обвиненных, конечно же, в нелояльности государству). Церковь, в свою очередь, поддерживает императора.



[1] С Диоклетиана начинается период домината – абсолютной монархической власти (сенат теряет власть), при этом правят два августа с поддержкой двух цезарей.
[2] Константин, сын цезаря, а потом августа Констанция Хлора, выходца с Балканского полуострова. Констанций добился провозглашения цезарем своего сына Константина. С этого момента и до того, как Константин становится единоличным правителем, у него было в разное время тринадцать соправителей.
[3] Донатизм (по имени лидера  - Доната, ок. 270-355) - раскольническое течение в Сев. Африке в IV – первой пол. V в., на определенном этапе переросшее в социально-политическое движение протеста и распространившееся в в Италии, Испании и Галлии. Истоки донатизма восходят к периоду гонений Диоклетиана. Донатисты были более строги к отпавшим и не стремились сотрудничать с властями после изменения статуса христианства (по ПЭ).

Предыдущее: C