Человечество и сегодня не пришло к единой системе подсчета времени. И если
григорианский календарь в «гражданском» летоисчислении занял ведущие позиции,
то летоисчисление церковное различается по религиям и конфессиям.
Этому есть различные причины. И одна из них объективная (но не главная): любой календарь будет лишь
более или менее точным приближением к астрономическим явлениям.
А. Астрономия и календари
Главная
проблема, возникающая при создании календарной
системы, - согласовать лунное и солнечное движения, при этом фактические дни
(период обращения Земли вокруг своей оси), месяцы (период обращения Луны вокруг
Земли) и годы (период обращения Земли вокруг Солнца[1]) — величины непостоянные и между ними нет целочисленных
отношений. Так, колебания величины фактического лунного месяца доходят до 13,5 ч. Любой календарь будет лишь более или менее точным
приближением к астрономическим явлениям.
12 месяцев (циклов луны) в году (солнечный цикл) насчитывали еще
доисторические люди. Отличие календарей касаются способов согласовать
фиксированную (то есть отличающуюся от реальной) продолжительность
фиксированных временных отрезков (дней, месяцев и года) с реальными циклами
солнца и луны. Календарные реформы касались периодичности вставки (или
пропуска) определенных периодов (дня или месяца). Самым удачным признается
19-летний цикл с семью вставными месяцами[3].
Юлианский
календарь принят в 45 г. до н. э. по эдикту Юлия Цезаря. Новый календарь
согласовывался с самым точным на то время солнечным годом — египетским[4]. Ныне действующий календарь - это
юлианский календарь григорианского стиля, то есть он нам хорошо известен. До Гая
Юлия вставку дополнительного месяца - при более коротком годе - определял и
объявлял понтифик). Юлианский год начинался 1 января – время
объявления консулов, с рубежа V–VI вв. – с сентября
(месяц, в котором начинался 15-летний фискальный цикл, индиктион). По эдикту
Цезаря, неделя с восьмым базарным днем сменилась семидневной – по числу
основных известных небесных тел, влияние которых на земную жизнь считалось
решающим. И. Флавий связывал римскую семидневную неделю с влиянием иудейского
календаря: «… нет ни эллинского, ни варварского города, и ни единого народа,
у которого не было бы обычая почитать седьмицу, когда мы отдыхаем от трудов»
(Против Апиона, 39).
Отличие календаря в провинции Иудея состояло прежде всего в том, что он был
лунно-солнечным: начало месяца определялось в результате наблюдений (а также,
возможно, сверки с таблицами, знание которых было прерогативой узкого круга
людей) и утверждалось Синедрионом; месяц состоял из 29 или 30 дней), середина
месяца – полнолуние, различие с фактическим солнечным годом выравнивалось
периодической вставкой[5] дополнительного
месяца адара, который предшествует нисану (месяцу Песаха) – также по
решению Синедриона.[6] Религиозные праздники
соотносились как с лунным, так и с солнечным циклом: например, начало Песаха,
15-й день нисана, - полнолуние после весеннего равноденствия, Суккот, 15-й
день тишрея, – полнолуние после осеннего равноденствия, Шавуот
отсчитывался от Песаха (через 50 дней). Неделя – 7 дней, по числу дней
Творения.[7]
[1] Солнечный цикл (весеннее и осеннее равноденствия, зимнее и летнее
солнцестояния) прямо противоположен в Северном и Южном полушариях (т.е. самый
длинный день для Южного будет самым коротким для Северного).
[2] Лунным календарем сегодня пользуются мусульмане. При 12 месяцах в году
различие с солнечным годом составляет 11 дней; в результате начало года, как и
праздники, переходят из одного сезона в другой. Мусульманская эра отсчитывается
от начала первого месяца арабского года (1 мухаррама, в начале отсчета это 16
июля) в год хиджры (622 г., переселение Мухаммада, изгнанного из Мекки, в
соседний город Ясриб, современная Медина). Сама хиджра произошла на несколько
месяцев позже. Существуют арабская и персидская системы подсчета, отличающиеся
к нашему времени на 40 лет. Наблюдение сменилось чередованием месяцев в 29 и 30
дней и циклическими поправками.
[3] 19-летний цикл (повторяющаяся последовательность) вставки
дополнительных периодов считается самым удобным способом согласования лунного и
солнечного года, он использовался в Древнем Китае и Вавилоне; возможно, из
Вавилона был заимствован евреями, его самостоятельно открыл греческий астроном
Метон в 432 г. до н. э.
В III в. н. э. Анатолий епископ
Лаодикийский первым ввёл 19-летний пасхальный цикл, а также предложил
полный цикл, после которого даты воскресной Пасхи повторяются в том же самом
порядке. Этот цикл учитывает 19-летний лунный, 4-летний високосный и 7-летний
недельный циклы. Такой 532-летний цикл получил название «великий индиктион», в
русской традиции «великий миротворный круг».
[4] Египетский календарь использовали в практической астрономии Клавдий
Птолемей во II в. н.э., после возрождения астрономии - Николай Коперник в XVI
в. и современные астрономы (по Кузенкову). Египетский год состоит из 365 дней,
делится на 12 месяцев по 30 дней, выравнивается в конце года.
[5] Введение
19-летнего лунно-солнечного цикла у евреев относят, не считая легендарных
вариантов (скажем, с раби Акивой, II в.), к III в.
(Мар Самуил, он же впервые предложил основанный на этом цикле еврейский вариант
эры от сотворения мира по краткой хронологии, см. ниже) или к IV в (Гиллель II).
[6] После падения Второго Храма за право устанавливать начало месяца
спорили Иерусалим и Вавилон, где осталась большая диаспора; со временем от
наблюдения отказываются, календарь устанавливается только на основе расчетных
таблиц. Замена
наблюдений расчетными таблицами – вынужденная мера, связанная с рассеянием
народа.
В современный иудейский календарь
заложена та же величина лунного месяца, из которой исходил греческий астроном
Гиппарх (II в. до н. э.; его измерения в отношении тропического солнечного года
считаются более точными чем принятые в юлианском календаре). Даты
религиозных событий вычисляются также с учетом соблюдения ряда особых правил
(«галахических переносов»), которые обеспечивают, скажем, чтобы Судный день
(Йом-Киппур) не соседствовал с субботой, а Хошана-Рабба (Вербный день) не
попадал на субботу.
Становление современного иудейского
календаря растянулось на столетия, его окончательное утверждение относят к
Х в. (ЭЕЭ).
[7] Существовал еще один еврейский календарь («еретический») с годом,
близким к солнечному, и при этом состоящий из целого числа недель. Он
зафиксирован в документах Кумрана, относящихся к рубежу эр, в апокрифических
«Книге Юбилеев» и «Книге Еноха».
На правой боковой панели содержание и справочный аппарат.