Глобус Иерусалима: ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ - А. Астрономия и календари

среда, 1 января 2020 г.

ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ - А. Астрономия и календари


Человечество и сегодня не пришло к единой системе подсчета времени. И если григорианский календарь в «гражданском» летоисчислении занял ведущие позиции, то летоисчисление церковное различается по религиям и конфессиям.
Этому есть различные причины. И одна из них объективная (но не главная): любой календарь будет лишь более или менее точным приближением к астрономическим явлениям.

А. Астрономия и календари

Главная проблема, возникающая при создании календарной системы, - согласовать лунное и солнечное движения, при этом фактические дни (период обращения Земли вокруг своей оси), месяцы (период обращения Луны вокруг Земли) и годы (период обращения Земли вокруг Солнца[1]) — величины непостоянные и между ними нет целочисленных отношений. Так, колебания величины фактического лунного месяца доходят до 13,5 ч. Любой календарь будет лишь более или менее точным приближением к астрономическим явлениям.

Самым древним считается лунный календарь[2].
12 месяцев (циклов луны) в году (солнечный цикл) насчитывали еще доисторические люди. Отличие календарей касаются способов согласовать фиксированную (то есть отличающуюся от реальной) продолжительность фиксированных временных отрезков (дней, месяцев и года) с реальными циклами солнца и луны. Календарные реформы касались периодичности вставки (или пропуска) определенных периодов (дня или месяца). Самым удачным признается 19-летний цикл с семью вставными месяцами[3].
Юлианский календарь принят в 45 г. до н. э. по эдикту Юлия Цезаря. Новый календарь согласовывался с самым точным на то время солнечным годом — египетским[4]. Ныне действующий календарь - это юлианский календарь григорианского стиля, то есть он нам хорошо известен. До Гая Юлия вставку дополнительного месяца - при более коротком годе - определял и объявлял понтифик). Юлианский год начинался 1 января – время объявления консулов, с рубежа VVI вв. – с сентября (месяц, в котором начинался 15-летний фискальный цикл, индиктион). По эдикту Цезаря, неделя с восьмым базарным днем сменилась семидневной – по числу основных известных небесных тел, влияние которых на земную жизнь считалось решающим. И. Флавий связывал римскую семидневную неделю с влиянием иудейского календаря: «… нет ни эллинского, ни варварского города, и ни единого народа, у которого не было бы обычая почитать седьмицу, когда мы отдыхаем от трудов» (Против Апиона, 39).

Отличие календаря в провинции Иудея состояло прежде всего в том, что он был лунно-солнечным: начало месяца определялось в результате наблюдений (а также, возможно, сверки с таблицами, знание которых было прерогативой узкого круга людей) и утверждалось Синедрионом; месяц состоял из 29 или 30 дней), середина месяца – полнолуние, различие с фактическим солнечным годом выравнивалось периодической вставкой[5] дополнительного месяца адара, который предшествует нисану (месяцу Песаха) – также по решению Синедриона.[6] Религиозные праздники соотносились как с лунным, так и с солнечным циклом: например, начало Песаха, 15-й день нисана, - полнолуние после весеннего равноденствия, Суккот, 15-й день тишрея, – полнолуние после осеннего равноденствия, Шавуот отсчитывался от Песаха (через 50 дней). Неделя – 7 дней, по числу дней Творения.[7]



[1] Солнечный цикл (весеннее и осеннее равноденствия, зимнее и летнее солнцестояния) прямо противоположен в Северном и Южном полушариях (т.е. самый длинный день для Южного будет самым коротким для Северного).
[2] Лунным календарем сегодня пользуются мусульмане. При 12 месяцах в году различие с солнечным годом составляет 11 дней; в результате начало года, как и праздники, переходят из одного сезона в другой. Мусульманская эра отсчитывается от начала первого месяца арабского года (1 мухаррама, в начале отсчета это 16 июля) в год хиджры (622 г., переселение Мухаммада, изгнанного из Мекки, в соседний город Ясриб, современная Медина). Сама хиджра произошла на несколько месяцев позже. Существуют арабская и персидская системы подсчета, отличающиеся к нашему времени на 40 лет. Наблюдение сменилось чередованием месяцев в 29 и 30 дней и циклическими поправками.
[3] 19-летний цикл (повторяющаяся последовательность) вставки дополнительных периодов считается самым удобным способом согласования лунного и солнечного года, он использовался в Древнем Китае и Вавилоне; возможно, из Вавилона был заимствован евреями, его самостоятельно открыл греческий астроном Метон в 432 г. до н. э.
В III в. н. э. Анатолий епископ Лаодикийский первым ввёл 19-летний пасхальный цикл, а также предложил полный цикл, после которого даты воскресной Пасхи повторяются в том же самом порядке. Этот цикл учитывает 19-летний лунный, 4-летний високосный и 7-летний недельный циклы. Такой 532-летний цикл получил название «великий индиктион», в русской традиции «великий миротворный круг».
[4] Египетский календарь использовали в практической астрономии Клавдий Птолемей во II в. н.э., после возрождения астрономии - Николай Коперник в XVI в. и современные астрономы (по Кузенкову). Египетский год состоит из 365 дней, делится на 12 месяцев по 30 дней, выравнивается в конце года.
[5] Введение 19-летнего лунно-солнечного цикла у евреев относят, не считая легендарных вариантов (скажем, с раби Акивой, II в.), к III в. (Мар Самуил, он же впервые предложил основанный на этом цикле еврейский вариант эры от сотворения мира по краткой хронологии, см. ниже) или к IV в (Гиллель II).
[6] После падения Второго Храма за право устанавливать начало месяца спорили Иерусалим и Вавилон, где осталась большая диаспора; со временем от наблюдения отказываются, календарь устанавливается только на основе расчетных таблиц. Замена наблюдений расчетными таблицами – вынужденная мера, связанная с рассеянием народа.
В современный иудейский календарь заложена та же величина лунного месяца, из которой исходил греческий астроном Гиппарх (II в. до н. э.; его измерения в отношении тропического солнечного года считаются более точными чем принятые в юлианском календаре). Даты религиозных событий вычисляются также с учетом соблюдения ряда особых правил («галахических переносов»), которые обеспечивают, скажем, чтобы Судный день (Йом-Киппур) не соседствовал с субботой, а Хошана-Рабба (Вербный день) не попадал на субботу.
Становление современного иудейского календаря растянулось на столетия, его окончательное утверждение относят к Х в. (ЭЕЭ).
[7] Существовал еще один еврейский календарь («еретический») с годом, близким к солнечному, и при этом состоящий из целого числа недель. Он зафиксирован в документах Кумрана, относящихся к рубежу эр, в апокрифических «Книге Юбилеев» и «Книге Еноха».


На правой боковой панели содержание и справочный аппарат.