Глобус Иерусалима: C. Второй период гонений на христиан и положение иудеев

понедельник, 21 октября 2019 г.

C. Второй период гонений на христиан и положение иудеев

Законодательная база Римской империи по поводу христианства вызывает массу споров. Но явным рубежом было восстание Бар-Кохбы. Начинается новый период взаимоотношений империи – как с иудеями (см. Грушевой), так и с христианами (см. Болотов).

Для иудеев это был самый мирный период, поскольку они отказались от какого бы то нибыло миссионерства не только в связи с законом о запрете распространения иудаизма, но и в связи с тем, что раввины формулируют новую модель религии[1], в этой модели нет миссионерства. Христианство, напротив, считает миссионерство своей основной задачей. Если закон формулируется как запрет на распространение иудаизма и христианства, то мы видим страдающими от него только христиан.


Единство иудейской общины опирается на авторитет законоучителей и растущее значение Синедриона как органа управления и представительства общины, а также на личное духовное влияние патриарха (наси́), который отстаивает гегемонию законоучителей Эрец-Исраэль (в галахических вопросах) также и для диаспоры.[2] Такая ситуация складывается ко II в. Особые заслуги в развитии институций, обеспечивающих единство еврейского народа, признаются за Шимоном бен Гамлиэлем[3] (наси в 140–160-х гг.) и его сыном Иегудой а-Наси (ум. в начале III в.)

Персонаж Талмуда, справедливый и симпатизирующий евреям император Антонин, - собирательный образ, включающий правителей II - III вв. Антонина Пия, Марка Аврелия, Септимия Севера[4], Каракаллу. «При Антонине» евреи благополучно избегают притеснений, так, сообщение в Талмуде о возобновлении репрессий против иудеев на государственном уровне завершается рассказом о том, что один из раввинов отправляется в Рим и добивается отмены антииудейского декрета (Грушевой 6, 5).

История христианской церкви сообщает о непрекращающихся гонениях против христиан (например, при при Марке Аврелии пострадал Иустин Философ, при Септимии Севере - отец Оригена Леонид, при Максимине Фракийце[5] – друзья Оригена в Кесарии и пр.), но первым общеримским гонением считается мероприятие «солдатского императора» Деция (правление 249 - 251), который потребовал, чтобы жители империи доказали свою лояльность властям совершением жертвоприношений в присутствии официальных лиц. В 252 г. в Антиохии на Поместном соборе решался вопрос о возможности принять в лоно Церкви отпавших от христианства. На территории Палестины из тех, о ком пойдет речь в дальнейшем, в гонение Деция скончался в тюрьме Иерусалимский патриарх Александр, Ориген был подвернут пыткам.

О том, как указ Деция отразился на иудеях, неизвестно.


Историки Церкви считают началом антихристианского законодательства переписку Траяна с Плинием или мероприятия Деция, но собственно первый законодательный акт против христиан – это указ Валериана от 257 г., который запрещал христианам собираться на богослужение, в следующем году был издан более жесткий - всех предстоятелей церквей, епископов, пресвитеров, диаконов, которые окажутся твердыми в исповедании веры, казнить… Высокопоставленных граждан… за исповедание Христа лишать римского гражданства, отбирать их имущество… а если… останутся твердыми в вере, то их казнить, а высокопоставленных матрон... ссылать… Тех, которые состояли на императорской службе… лишать имущества, записывать в крепостное состояние и ссылать…» (Болотов).

Валериан (253–260) ставил своей целью укрепление имперского аппарата, вышедшего из повиновения в период кризиса и пополнение государственной казны за счет конфискованного церковного имущества и имущества отдельных христиан.[6]
Евсевий (ЦИ VII, 12) сообщает о пострадавших в это гонение христианах в Кесарии.

Диоклетиан[7] (правил 284 – 305, гонения 303 - 305) начал с манихеев*… Гонение Диоклетиана – второе общеримское гонение.
Среди палестинских мучеников называют христиан из Скифополя (Бейт Шеана), Газы, Кесарии, Аскалона (Ашкелона)… В это гонение был убит епископ Кесарии Памфил.[8]

В. В. Болотов делает парадоксальный вывод: «…Если смотреть на дело с точки зрения государства, то <…> прежде всего нас поразит не жестокость гонений и их множество. Напротив, приходится ставить вопрос, почему государство мало преследовало христиан, почему свой долг оно исполняло слабо. Мы видим, что волны против христиан воздвигаются, но разделяются на две половины. Если возбуждался против христиан народ, то вступалось за христиан государство, и наоборот. С полною массою врагов церковь никогда не имела дела, исключая времена Диоклетиана…».

А. Г. Грушевой считает, что с рубежа IIIIV вв. Синедрион превращается в составную часть бюрократического аппарата Поздней империи, что, с одной стороны, проявляется в росте его значения как центра управления общиной, а с другой - начинается упадок иудейства в Палестине...




[1] МИШНА́, собрание Устного Закона. Считается, что разработка Мишны началась до разрушения Храма, скажем, завершение Мишны относят ко времени патриарха Иегуды а-наси (начало III в.). Мишна - древнейшая часть Талмуда. Иерусалимский Талмуд (создавался законоучителями Тверии, Кесарии, Циппори, Лода и др.; назван в честь святого города) завершен в конце IV в., Вавилонский – в VII в. в Персии (основные центры – Сура, сегодня руины в Сирии, и Пумпедита, сегодня это город с другим названием на территории Ирака). Талмуд - свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, включает дискуссии, которые велись на протяжении восьмиста лет законоучителями Эрец-Исраэль и Вавилонии (ЭЕЭ). Иудаизм после падения Храма называют талмудическим.
[2] В Вавилонию (Персию) переселились многие беженцы после восстания Бар-Кохбы, там со времен падения Первого храма была значительная еврейская община, там были созданы значительные центры еврейской учености и в итоге написан Вавилонский Талмуд, но законодательная (Мишна) часть осталась общей.
[3] Отец Шимона – Гамлиэль (II) из Явне, внук Гамлиэля I, последний упомянут в Деяниях апостолов. Гамлиэль II сменил Иоханана бен Заккая.
[4] Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий - вошли в историю как «пять хороших императоров», время их правления (до 180 г.) отличалось стабильностью и отсутствием репрессий, Римская империя достигла своего наивысшего расцвета. Северов называют финикийской или семитской династией, кроме Септимия Севера никто из них не удостоен положительной оценки историков, их правление открывает период, называемый кризисом III в..
[5] С Максимина начинается «период солдатских императоров», которых провозглашают войска и убивают солдаты. «Кризис III в.» продолжался до Диоклетиана.
[6] Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. - Москва: Изд-во политической литературы, 1988.
[7] Диоклетиан считается сильным императором, с ним заканчивается кризис III в., он успешно воюет с персами и пр. Диоклетиан добровольно отказался от власти в 305 г. - редкий случай в истории. Это к нему относится исторический анекдот: когда его уговаривали вернуться к власти, он отказался и заметил, что если бы уговаривающие видели, какую капусту он вырастил, то не стали бы приставать к нему с предложением вновь стать императором.
[8] В его честь Евсевий Кесарийский принял второе имя и стал называться Евсевий Памфил.