Глобус Иерусалима: ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: F. Христианские праздники: (d) Богородичные праздники и церкви: [b] Культ Богородицы в империи

четверг, 2 апреля 2020 г.

ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: F. Христианские праздники: (d) Богородичные праздники и церкви: [b] Культ Богородицы в империи

Можно равно убедительно обосновать как раннее существование культа Богородицы, так и его более позднее появление. Это похоже на разброс мнений в оценке текстов Евангелий в отношении роли Марии: от «не уделяют Марии особого внимания» до утверждения, что Мария представлена как пророк («величит душа моя Господа» у Луки - единственный случай в Новом Завете, когда слово имеет женщина), как соратница Сына (свадьба в Кане, Капернаум, Голгофа - Инн.) и как лидер апостольской общины (Деян 1:14).


{a} Почитание или поклонение

Из раннего: развивая противопоставление ап. Павла Христос – Адам, Иустин Философ и Ириней Лионский во II в. противопоставляют Марию и Еву: Ева своим непослушанием ввела в мир смерть, Мария своим послушанием – жизнь.
Ко II в. относят Протоевангелие Иакова. Споры о девственности Марии прошли (начались) во II в.
По свидетельству Сократа Схоластика, наименование Богородица впервые встречается у Оригена (III в.). Евангелие Варфоломея, как было сказано, также появляется в III в.
Поэзия Ефрема Сирина (IV в.) развивает противопоставление Девы Марии и Евы. Григорий Богослов (IV в.) утверждает: «Если кто не признает Марию Богородицею, то он отлучен от Божества».
С другой стороны, Иоанн Златоуст (ум. в 407): в проповеди (Беседа 44) обвиняет Богородицу в недуге тщеславия. На этот факт ссылаются при утверждении о том, что до V в. Богородичных праздников не существовало.
Поклонение святым (первыми были мученики), и прежде всего Марии, воспринималось как отступление от единобожия. Епифаний Кипрский (ум. в 403, уроженец Палестины, возможно, крещенный еврей) называет Марию Матерью Бога и Приснодевой, описывая ереси, он подчеркивает одинаковый вред и когда уничижают Деву, и когда, напротив, прославляют Ея сверх должного (79,1). Епифаний предостерегает от поклонения кому-либо, кроме Троицы: «Хотя Мария есть сосуд избранный, однако женщина по природе ничем от других не отличающаяся, но по разуму и чувству славою почтенная, подобно телам святых и, если сказать более для ее восхваления, подобно Илии <…>, и подобно Иоанну, который возлежал на персях Господа и егоже любляше Иucyc <…>, и подобно святой Фекле[1], которой Мария гораздо почтеннее ради домостроительства, которого она удостоилась. Но ни Илия не должен быть предметом поклонения, хотя он и находится в живых; ни Иоанн, хотя посредством собственной молитвы и соделал он изумительною кончину свою и еще более того приял благодать от Бога; и ни Фекла, и никто из святых не должен быть покланяем» (Панарион. Против коллиридиан).
Споры по поводу того, достойна ли Дева Мария почитания или поклонения, продолжаются доныне. Святые - столпы христианской церкви.


{b} Официальный статус. Соборы и церкви

Считается, что культ Богородицы[2] распространяется после Эфесского собора (431), утвердившего ее статус – стараниями Кирилла Александрийского, оппонента Нестория (и виновника гибели Ипатии, см. ©«Церковь Великомученицы Ипатии» в Вифлееме). Некоторые исследователи подчеркивают, что собор проходил именно в Эфесе, поскольку город почитался как место последних лет жизни и смерти Марии, а главный собор города был посвящен Богородице, это, в свою очередь, объясняется тем, что культ Богородицы сменил в Эфесе культ Артемиды - это возвращает нас к тезису о раннем почитании Богородицы и о его языческих корнях.[3]
Посвящение ранних церквей (приписываемых Константину и Елене) Богородице в Константинополе и Назарете) также вызывает сомнения. Например, София, построенная в Константинополе, посвящена не Богородице, поскольку София в IV в. не соотносится с Богородицей. Так, Кирилл Иерусалимский обличает еретика (Василида): «Говорит он, что последнее Божество есть мужского пола и женского, и это, как осмеливается говорить, есть София (премудрость). О безбожие! Ибо премудрость есть Христос, Единородный Сын Божий, а он сию премудрость в учении своем почел женщиною, тридцатою стихиею, и последнею из рода богов».
Бурное развитие культа святых с начала в. делает возможным появление и богородичных церквей, однако несомненно богородичные церкви появляются после Эфесского собора (431 г.),

Решение собора о статусе Марии как Богородицы вызвано теологическими спорами с несторианством. С точки зрения теологической следующий собор (Халкидонский, 451) осуждал противоположную крайность (евтихианство и монофизитство) и «выявил элемент истины, заключенный в несторианстве: двойственность природы единой богочеловеческой личности Христа. Что касается понятия «теотокос» (Богородица), то его ортодоксальность была закреплена в явном виде, хотя оно и проистекало из явно монофизитского взгляда» (Шафф[4]).
Итак, Деву Марию защитили от нападок Нестория, унижавшего ее статус (не Богородица, а Христородица, поскольку человек становится Богом), и сделали для нее исключение в борьбе с противоположной крайностью (упрощенно, монофизитство считает, что в Христе человеческое поглощено божественным; победило решение диофизитское: совершенный человек и совершенный Бог).
Большие заслуги в становлении культа Богородицы приписывают августе Пульхерии, которая инициировала[5] Халкидонский собор, построила Влахернский храм, заложила храм Одигитрии, а также  «воздвигла она Халкопратийский храм в честь Богородицы, бывший прежде Иудейской синагогой» (Феофан Византиец) Святость (статус) этих храмов обеспечивается доставкой реликвий из Иерусалима (см. ниже), в чем Пульхерии (сестра Феодосия II) помогала другая августа - Евдокия (жена Феодосия II). Имена этих соперничающих женщин были на знаменах соперничающих религиозных партий, но в поддержке культа Богородицы мы видим единение, как Пульхерии с Евдокией, так и ортодоксии с монофизитством.


{c} Благовещение как богородичный праздник

Мы встречаем различные мнения специалистов по поводу того, какой из богородичных праздников появился первым: Благовещение, Сретение или Успение. К последним мы вернемся позже.

Благовещение изначально не было ни самостоятельным, ни посвященным Богородице, оно соотносилось с праздником Богоявлений (объединяющим Рождество и Крещение) (см. Первые христианские праздники), эти праздники разделяют во второй половине IV в. - для лучшего усвоения канона.
Сторонники раннего появления культа Богородицы указывают «Беседу на Благовещение Пресвятой Богородицы» Григория Неокесарийского (III в.) - оппоненты[6] считают это произведение псевдоэпиграфом (более поздним произведением другого автора); Иоанн Златоуст в своих трудах называет Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников», - но мы видели, что речь шла о статусе Иисуса, а не Марии; первые «Слова на Благовещение» находят у Прокла патриарха Константинопольского († 446 г.) и Петра Хрисолога епископа Равеннского († 450 г.), но подлинность и этих проповедей также вызывает сомнение у тех, кто принимает утверждение епископа Ефесского Авраама (между 530 и 553), что до него не было написано ни одной проповеди, посвященной Богородице.
Выводы о раннем почитании Благовещения (и, что не очевидно, о становлении культа Богородицы) делаются на основании археологических находок под церковью Благовещения в Назарете (опубликовано Bagatti в 1969; Алексидзе в 2000): граффити паломников датируют III в. н. э., затем (между 300 г. и 427 г.) появляется христианская постройка, строительство которой приписывают равноапостольной Елене (эта традиция не имеет подтверждений, о втором слое базилики можно сказать только то, что он возник не позднее распоряжения Феодосия I Великого в 427 г., запрещающего изображения крестов на полу). В данном случае представляется, что сама традиция, приписывающая строительство Елене, возникла со становлением культа Богородицы, как и традиция, приписывающая Елене обретение Креста на месте будущего строительства храма Воскресения.
В этом вопросе следует разделить время появления праздника Благовещения и время превращения этого праздника в богородичный. В IV в. споры идут о дате праздника, существование праздника очевидно.
Несомненно, к VI в. Благовещение становится богородичным (или окончательно становится богородичным) праздником - этому яркое свидетельство (а возможно, и причина) - творения Романа Сладкопевца (уроженец Сирии, жил в Константинополе), чья поэзия повлияла на литургию праздника (см. Алымов).
На Западе несомненные сведения о празднике Благовещения отмечают в Liber Pontificalis времен папы Сергия I (687-701).
Благовещение не становится первым богородичным праздником в империи - в связи с теми теологическими сложностями, которые определили длительность периода выделения Рождества из недр Богоявлений - центрального вопроса христологических споров.

Культ Богородицы распространяется не благодаря, а вопреки богословию, как и культ святых, как, к слову, и поклонение иконам.


{d} Дева

Помимо языческих и еретических традиций большую роль в распространении (и содержании) культа Богородицы признают за монашеским движением и его идеалом девственности.
Девственность Марии - идея богословская. Прославление Богородицы - не языческое прославление матери, это прославление Девы Марии.
Христианство возникло как гонимая религия, ее нравственный идеал утвердился в период гонений (мученичество за веру), его основы формировались под давлением широкого монашеского движения, начальной идеей которого была возможность индивидуального обожения (отдельная тема) в результате подвигов аскетизма. Отказ от сексуальности - главная составляющая аскетизма. Для женщины это обозначает еще и отказ от материнства.
Государству и церкви пришлось впоследствии ограничивать как монашеское движение, так и энтузиазм женщин, проявивших готовность не только к безбрачию, но и к отказу от пола… Однако женщины пошли дальше…


{e} «Феминизм»

Епифаний описывает ересь, разработавшую литургию поклонения Богородице[7]: эта ересь пришла в Аравию из Фракии (Балканы), учат этой ереси женщины, «ибо женский пол удобопреклонен к падению, ненадежен и малодушен. И кажется диавол изрыгнул это самое чрез женщин <…> Некоторые женщины, украсивши какую-то колесницу или четырехугольное седалище, разостлавши на нем белое полотно в один из праздничных дней года, в течение нескольких дней предлагают хлеб и возносят жертву во имя Марии. Потом все они причащаются от хлеба <…>. Епифаний выступает против претензий женщин на священство: «Если бы установлено было Богом, чтобы женщины священствовали, или совершали что-либо каноническое в Церкви, то более всего должно было бы в Новом Завете облечь саном священства саму Марию <…> Но так не благоволил Бог. Даже и совершать крещение не доверено было ей, — хотя бы Христос скорее мог быть крещен от нее, нежели от Иоанна. <…> но нигде не сказано, чтобы в числе их поставлена была женщина <…> А что существует в Церкви чин диаконис, то это не для священнодействия и не для поручения им чего-либо подобного, но ради охранения чести женского пола, или во время крещения, или при надзоре за страданием, или болезнью, и в то время, когда обнажается тело женщины <…> до тех пор, пока была нужда в церковном чине диаконисс, их Церковь именовала вдовицами, а еще более старых — старицами, но никогда не повелевала им быть пресвитершами, или священницами» (Против коллиридиан).

Мы видим, что Епифаний обосновывает неправомерность претензий женщин на равенство в отправлении религиозных обрядов примером Богородицы, которой не доверено было то, что доверено мужчинам не потому, что она чего-то менее достойна, но потому, что она - женщина. Очевидно, что Епифаний выступает против сложившегося явления, апеллируя не только к Писанию, но и к авторитету церкви.
Удивительно, какую свободу приобретают женщины в своем истовом религиозном служении (пока их не ограничили).


Фекла

Среди женщин, выступающих проводниками христианства, нам известна, например, упомянутая Епифанием Фекла. Фекла (Деяния Павла и Феклы), вдохновленная проповедями апостола Павла, решает посвятить себя Иисусу и отказывается от замужества. Павла за подстрекательство высылают из города, а Феклу приговаривают к казни: ее пытаются сжечь, после неудачи отправляют на растерзание зверями и пр.; она сама себя крестит, бросаясь в воду с дикими тварями: «Во имя Иисуса Христа, крещусь в последний мой день!»
Описание попыток убить Феклу включает такое: «Тут сделался шум, и звериный рык, и народный вопль; и мужи кричали: «Выводи святотатицу!» - Жены же голосили: «Да погибнет город наш за беззаконие сие! Казни всех нас, проконсул! Горькое зрелище! Кривой суд!». Следует сказать, что Фекла подвергалась всем этим мукам за то, что отказалась выходить замуж, так что мужчины и женщины разделились не по религиозному принципу. Женщины заявляют, что готовы расплатиться жизнью за право решать свою судьбу.
Избежать казней Фекле помогает не Павел, а сам Христос. Павел говорит Фекле: «Ступай и учи людей слову Божию», признавая ее апостольскую миссию.

Монастырь Св. Феклы в Иерусалиме до середины XVII в. принадлежал грузинам…


Нино - крестительница Иверии

Особое место в ряду христианских подвижниц занимает Нино, которая отправляется из Иерусалима по велению Богородицы, чтобы завершить ее, Богородицы, апостольскую миссию и обратить в христианство целую страну. Нино, как положено истинному пророку, сомневается в своих силах, ропщет и получает наставление свыше. «И пришел ко мне во сне человек <…> Начала я умолять плача и сказала: «Господи, женщина я, нездешняя, несведущая, как я пойду, и языка не знаю, что я скажу этому чужому народу»? Тогда он открыл письмо и дал мне прочесть. Написано [оно] было по-римски и запечатано было Иисусом. Написано было десять изречений, как сперва на скрижалях каменных.
Первое слово: «Где будет проповедано Евангелие сие, там будет сказано и о жене сей.
2. Нет ни мужского пола, ни женского, ибо все вы одно.
3. Идите и научите всех язычников, крестя их во имя отца и сына и святого духа.
4. Свет к просвещению язычников и славу народа твоего Израиля.
5. Это Евангелие царства небесного будет проповедано во всем мире.
6. Принимающий вас принимает меня, а принимающий меня, принимает пославшего меня.
7. Мария[8] была сильно возлюблена господом, ибо она всегда внимала истинным словам его.
8. Не бойтесь убивающих тело ваше, душу же не могут убить.
9. Иисус сказал Марии Магдалине: иди к братьям моим и возвести им.
10. Куда ни [придете], проповедуйте во имя отца и сына и святого духа.»[9]
Нино получает свои Скрижали Завета от Бога!

Автором «Обращения Картли» считается Леонти Мровели, все списки не старше XI в, предшествующие источники не сохранились. Событие относится к началу IV в. Существование предания отразил Руфин Аквилейский в конце IV в. в своей Церковной истории. Руфин рассказывает об обращении народа иберийцев, случившееся через пленницу, не называя имен, но излагая основные события, и отмечает: «Об этих событиях нам поведал вернейший муж Вакурий, царь того народа, а для нас комит доместиков[10] (который заботился о религии и истине), когда он в качестве дукса[11] палестинской границы жил в Иерусалиме… (Руфин Аквилейский. Церковная история, кн. 10, гл. 10).
Наблюдение Элли Катеуш (Ally Kateusz): в более короткой и поздней армянской версии истории Нино автор непременно сообщает, что Нино крестила руками такого-то священника, в «Обращении Картли» переписчики (автор?) чаще «забывают» указывать на такое обстоятельство.

Несмотря на трудности культ Девы распространяется повсеместно и закрепляется в форме литургии, праздников,[12], богородичных храмов, реликвий, икон...
Мы знаем, что христианской церкви (за исключением большинства деноминаций либерального лютеранства) в основном удалось не допустить женщин к священству, несмотря на готовность женщин пойти на крайние жертвы для достижения равноправия перед Богом.
Хочу отметить, что ранний христианский «феминизм» отличается от современного, на мой взгляд, тем, что он не демонстрирует женской солидарности… Но вернемся к основной теме.

Предыдущее





[1] См. ниже «Феминизм».
[2] Мишель ван Эсбрук. Почитание Богоматери от Иерусалима до Константинополя в VI-VII веках [христианский Восток]
[3] Один из вариантов связи языческого культа с христианским представлен у Юлия Африкана (II – III в.): см. ©Юнона родила Иисуса.
[4] Филипп Шафф. История христианской церкви, т.3.
[5] Пульхерия - старшая сестра императора Феодосия II, известно ее решающее влияние на брата; после смерти Феодосия Пульхерия выходит замуж (с уговором сохранить ее девственность) за консула Маркиана и возводит его на трон.
[6] Алымов = Лекции Виктора Альбертовича Алымова в Высшей Религиозно-философской школе в Петербурге. 1994-1995 гг.
[7] Из еретиков, внесших особый вклад в развитие православной литургии, часто упоминают монофизитского патриарха Антиохии Петра Гнафея (ум. 489, в источниках также Кнафей, Гнафевс, Фуллон, Петр Валяльщик): «Пётр Кнафей придумал, чтобы совершать помазанье в присутствии всего народа, а также чтобы вечером совершать призыв над водами в [день] Богоявления, чтобы во всех молитвах поминать Богородицу и чтобы во всех [церковных] собраниях зачитывался «Символ [веры]» (Феодор Анагност, VI в.).
Я уже упоминала Ефрема Сирина и Романа Сладкопевца, чья поэзия прославляет Богородицу.
[8] Мария – сестра Марфы. Комментарий из Обращения Картли.
[9] Заповеди, данные Нино, опираются на текст Евангелий: 1) Мк. 14:9, 2) Мк. 14:9, 3) Мф. 28:19, 4) Лк. 2:32, 5) Мф. 26:13, 6) Мф. 10:40. (11:1 и сл., 12:1 и сл.), 7) Лк. 10:38– 42, 8) Мф. 10:28, 9) Ин. 20:17, 10) Мф. 28:19.
[10] Не представляется возможным определить точное содержание этой несомненно высокой должности. Комит – титул многих должностных лиц в ранневизантийскую эпоху. Доместик - наименование ряда высших военных должностей в Византии.
[11] Полководец.
[12] В современном православном богослужении 12 Богородичных праздников, не считая праздников в честь икон и храмов.