Глобус Иерусалима: ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: F. ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ: (d) Богородичные праздники и церкви

четверг, 19 марта 2020 г.

ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: F. ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ: (d) Богородичные праздники и церкви

[a] Сведения о жизни Богородицы


Богоматерь на троне с предстоящими святыми; Египет. Синай; VI в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины



{a} Евангелия


В Новом Завете с Марией связано несколько эпизодов:


Благовещение Марии (по Луке – в Назарете)[1], при этом ангел сообщает, что и Елизавета беременна (Лк 1:26-38);
Ø  ангел велит Иосифу (в Вифлееме) не изгонять беременную Марию (Мф[2] 1:18-25);

Сретение Марии и Елизаветы (Лк 1:39-55)[3]«песнь» Марии «величит душа Моя Господа»;

Святое семейство идет (из Назарета – по Луке) в Вифлеем на перепись населения, [4] там Мария родила и «положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк 2:4-7)[5];
пастухи приходят с Иосифу, Марии и Младенцу (Лк 2:16-20)[6]

Сретение Господне в Иерусалиме (Лк 2:21-39)[7].
    Ø  волхвы приносят дары Младенцу с матерью (Мф 2:11)[8];
    Ø  Ирод «послал избить всех младенцев[9] в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов», ангел велит Иосифу бежать в Египет, чтобы спасти Младенца и Марию (Мф 2:13-15)[10], а после смерти Ирода – поселиться в Галилее (Мф 2:19-23).[11]

    Отрок Иисус в Храме, Иммануил[12] (Лк 2:41-52) – в этом эпизоде и при Сретении сказано об отношении Марии к пророчествам о судьбе сына: «Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем»; 

    при Отвержении в Назарете[13] люди спрашивают: «не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами?» (Мф 13. 55-56). 

    Брак в Кане Галилейской (Ин 2:1-12)[14];


    Иисус отказывается встретиться со своей матерью и братьями - все синоптики: Мф 12:46-50; Мк[15] 3. 31-35; Лк 8. 19-21; 

    «После сего пришел Он в Капернаум[16], Сам и Матерь Его, и братья Его и ученики Его; и там пробыли несколько дней» (Ин 2:12). 

    Мария стоит у Креста и Иисус поручает ее Иоанну: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе»[17] (Ин 19:25-27)[18].

    После Вознесения Иисуса все апостолы «единодушно пребывали в молитве и молении, с [некоторыми] женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян 1:14).


    Интересно, что в оценке текстов Евангелий в отношении роли Марии мы видим разброс мнений от «не уделяют Марии особого внимания» до утверждения, что Мария представлена как пророк («величит душа моя Господа» у Луки - единственный случай в Новом Завете, когда слово имеет женщина), как соратница Сына (свадьба в Кане, Капернаум, Голгофа - Иоанн) и как лидер апостольской общины (Деян 1:14).[19]

    {b} Апокрифы


    Сведения о жизни Марии, которые легли в основу богородичных праздников, взяты также из апокрифов (Протоевангелие Иакова, II в.; Евангелие детства, или Евангелие от Фомы, II в.; Книга Иосифа Плотника, ок. 400; «Успение Марии, IV-V вв. и пр.) «Не признавая апокрифы как источник вероучения, Церковь вместе с тем признает достоверность целого ряда сюжетов, связанных с земной жизнью Богородицы... Долгая многовековая работа по очищению апокрифических материалов, связанных с образом Богородицы, от содержащихся здесь неправославных идей и неприемлемых для Церкви сюжетов привела к сложению единого и внутренне непротиворечивого Предания о земной жизни Богородицы…» (ПЭ).

    В "Истории Иакова[20] о рождении Марии" ("Протоевангелие Иакова", II в.) появляются имена родителей Марии (Иоаким и Анна[21]), – богатого и праведного Иоакима не допускают принести жертвы в Храме, поскольку он бесплоден, он уходит на сорок дней для молитв и поста в пустыню[22], ангел является к Анне, оплакивающей свое вдовство и бездетность, и обещает ей ребенка; возвращается Иоаким, также получивший обетование от ангела[23], Мария отдана для служения в Храме в три года[24]; когда Марии исполняется двенадцать, ангел велит первосвященнику Захарии (в будущем – отцу Иоанна Предтечи) собрать вдовцов из народа и выбрать Марии мужа, который будет сохранять ее девичество); Иосиф уходит для плотничьих работ, священники решают собрать девиц из рода Давидова для изготовления новой завесы в Храме, Марии по жребию достается пурпур (в это время Захария был немым, заменял его Самуил, пока не стал Захария снова говорить); Мария получает Благую весть от ангела (у колодца, в Иерусалиме); заканчивает работу и относит в Храм, ее благословляет первосвященник (Захария?), Мария идет к своей родственнице Елизавете, далее – по Луке; Иосиф возвращается, когда Мария уже на шестом месяце беременности, ангел успокаивает Иосифа во сне; книжник Анна обвиняет Иосифа и докладывает о ситуации первосвященнику, тот устраивает разбирательство дела и проверяет обоих, удостоверяется в их невиновности; Иосиф и Мария идут на перепись в Вифлеем (по Луке), по дороге Марии видение о двух народах: смеющемся и плачущем; Мария рожает в пещере в округе Вифлеема; повивальная бабка, чья помощь не понадобилась, заявляет, что видела чудо («душа моя возвеличена, глаза мои увидели чудо, ибо родилось спасение Израилю») и приглашает в свидетели Саломею, оказавшуюся рядом с пещерой, та удостоверяется в чуде: дева родила и осталась девой; история с магами (по Матфею); Мария кладет младенца в воловьи ясли, Елизавета бежит в гору и, с помощью Бога, прячет Иоанна (гора расступилась)[25]; Ирод отправляет слуг к Захарии, и Захарию убивают, у алтаря[26]; по жребию первосвященником становится Симеон (Богоприимец). На этом текст заканчивается, само Сретение не описывается. Все события происходят в Иерусалиме и Вифлееме.

    "Евангелии от Фомы" (большинство исследователей относит ко второй половине II в.) повествует о сверхъестественных способностях Иисуса с рождения, роль Марии невелика: Мария, сохранила в сердце своем чудо, которое, как она видела, Он совершил, будучи шестилетним ребенком. Старейшины и учителя народа приветствуют Марию в Храме как благословеннейшую из женщин – расширение эпизода, представленного у Луки (2:42-51, посещение Храма Иисусом-отроком) и сохранила все слова в сердце своем.

    Оба упомянутых евангелия детства (условное названние по тематике) послужили источниками для "Евангелия псевдо-Матфея" (датируют от V до IX в.), автор считается выходцем с Запада. В этом апокрифе возникают некоторые уточнения (и разночтения) по сравнению с источниками: Иоаким из Иерусалима, берет в жены Анну из рода Давидова; Иоаким и Анна получают от ангела не только обетование, но и повеление встретиться у Золотых ворот в Иерусалиме[27]; старика Иосифа вынуждают (первосвященник Авиафар) взять Марию «для хранения», в его доме живут Мария и еще пять девиц, которым поручают ткать завесу для Храма (Марии достается пурпур); Иосиф работает в Капернауме, когда Мария (в Иерусалиме) получает Благую весть от ангела, невиновность и чистота Марии доказывается чудесами и явлениями ангелов как Иосифу, так и окружающим; появление Марии и Иосифа в Вифлееме в связи с переписью Квириния объясняется тем, что она, как и Иосиф, родом из Вифлеема, там Мария рожает; после родов приглашенные Иосифом повивальные бабки Зелома и Саломея свидетельствуют о чуде и идут проповедовать о нем, их слова подтверждают пастухи, которые среди ночи видели ангелов, поющих славословия о рождении Спасителя, а также звезда, которая сияла над пещерой от вечера и до утра, и никогда не видели такой большой от сотворения мира; Мария перебирается в хлев и кладет младенца в ясли, Сретение (по Луке); явление магов через два года (по Матфею); семейство бежит в Египет, по дороге младенец Иисус совершает чудеса, защищая родителей, семейство возвращается из Египта - в Галилею - возле Иордана (т. е. не Назарет), когда Иисусу идет четвертый год; Иосиф и Мария в детские годы Иисуса переезжают в Назарет, в Иерихон, Капернаум и вновь Вифлеем, где Иисус спасает своего брата Иакова (сына Иосифа), которого укусила змея; ребенком и подростком Иисус часто наказывает (иногда смертью) обидчиков-сверстников (в том числе сына священника Анны) и надменных учителей (в том числе книжника Закхея), при этом родители пытаются остановить сына, позже Иисус помогает чудесным образом Иосифу плотничать (вытягивает испорченный брусок до нужной величины), посылает отца исцелить больного Его именем... Все чудеса – по Евангелию от Фомы, появляется только указание на места, в которых они произошли.


    Евангелие Варфоломея [28] представляет Марию лидером апостольской общины, ее просят возглавить литургию, благословить апостолов, обратиться от их имени к Сыну.


    В III IV вв. сведения из жизни Марии продолжают пополняться и сосредотачиваются на ее последних днях. Апокриф об Успении Марии (Book of Mary`s Repose, Liber Requiei Mariae), считающийся самым ранним в этом ряду, в полном виде сохранился на языке геэз (Эфиопия), во фрагментах – на сирийском и грузинском. Создание его греческого оригинала датируют не позднее III в. Судя по концепции и словарю (например, Христос – великий херувим Света, Иисус передает матери тайное знание) апокриф создан в еретической среде гностиков, как и "Six Books Dormition Apocryphon" (представлен в нескольких сирийских списках V и VI в., греческий оригинал датируют не позднее середины IV в. и предполагают возможность его возникновения именно в среде коллиридиан, описанных у Епифания, см. ниже), греческий оригинал, был вытеснен более коротким текстом "Transitus Mariae", который приписали Иоанну Богослову ("The Apocryphon of John") и который не содержит никаких противоречий никейской ортодоксии (по Шумахеру[29]).
    В последующей обширной литературе об Успении Марии преобладают два основных типа: «о ветви Древа Жизни» («пальмовой ветви»), которую ангел вручает Марии[30], сообщая ей о ее близком упокоении. Второй вариант называют Вифлеемским - по месту жительства Марии накануне Успения. Среди общих событий всех апокрифов Успения: Дева умирает в Иерусалиме, при ее смерти и погребении присутствуют апостолы, Сын принимает душу Матери и передает Марию в теле и / или душе в рай… Из настойчиво повторяющихся мотивов - иудеи стремятся сорвать погребение Марии и надругаться над телом, породившим «обманщика».


    {c} Житие Богородицы


    Завершу тему создания биографии Марии. Максиму Исповеднику (VII в.)[31] приписывают единственное в его творчестве агиографическое произведение – Житие Богородицы, которое сохранилось только в переводе на грузинский язык[32] Евфимием Святогорцем (Х-XI в.). Вне зависимости от того, как решается вопрос об авторстве Максима, грузинское Житие Богородицы считается единственным сохранившимся вариантом произведения VII в., представляющим собой первое Житие Богородицы, ставшее основой всех последующих (Симеон Метафраст и др.), кроме независимого Жития от Епифания Монаха. С. Шумахер[33] указывает, что автор Жития удачно объединяет Протоевангелие Иакова, ранние традиции Успения Богородицы, позднеапостольские традиции (опоздание Фомы на похороны) и историю реликвий (савана Богородицы, ее пояса и пр.), находившихся в Константинополе, ссылаясь на авторитет Григория Чудотворца, Афанасия Александрийского, Григория Нисского и Дионисия Ареопагита (см. ниже), при этом отвергает Евангелие детства от Фомы, заявляя, что Иисус не совершал никаких чудес до Крещения. В этом Житии Дева играет большую роль в общественном служении Иисуса, она является единственным постоянным свидетелем Страстей, организатором Его погребения (с помощью Иосифа Аримафейского и Никодима), она не отходит от могилы Сына до его Воскресения, она, а не Мария Магдалина, сообщает ученикам весть о Его Воскресении, после Вознесения Сына она наставляет апостолов. Отправившись на проповедь с Иоанном, она получает божественное распоряжение вернуться в Иерусалим и участвовать в духовном руководстве и наставлении апостолов. Исчезновение греческого прототипа Жития Шумахер объясняет вытеснением его более поздними произведениями, среди них - Григория Никомедийского (IX в.) и Симеона Метафраста (X в.).

    Исключительное почитание Богородицы в Грузии связано с тем, что Грузия – удел Божьей Матери, ее апостольский жребий; по повелению Девы Марии, полученному в видении, Нино из Иерусалима отправляется на проповедь в Иверию.




    [1] Католическая (дом Марии) и православная (у колодца) церкви Благовещения в Назарете, а также – в Циппори, по сведению паломника, называемого Антонином из Плаченцы (VI в.), и там же – дом родителей Марии. См. Полторак.
    [2] По Матфею, семейство появляется в Назарете только после Египта, до этого все события происходят в Вифлееме.
    [3] Самое древнее из дошедших до нас упоминаний – греческого паломника Феодосия, 530 г.: “От Иерусалима до того места, где жила святая Елизавета, мать святого Иоанна Крестителя, 5 миль”. С читается, что это упоминание относится к ныне францисканскому монастырю Иоанна в Горах (место рождения Иоанна, дом Захарии). Сегодня в Эйн-Кареме существует множество монастырей различных конфессий, посвященных событиям из жизни Иоанна. Собственно Посещению (летний дом Захарии) посвящен нынешний францисканский монастырь, очевидно существовавший при крестоносцах и имеющий византийский слой (крипта в нижней церкви).
    [4] Катизма - место, где присела на отдых беременная Мария, раскопки.
    [5] Вифлеем: помимо Храма Рождества с престолами различного посвящения, существует католический (францисканский) храм, отмечающий «молочный грот», в котором Богородица кормила Дитя. О существовании подобной почитаемой пещеры, упоминает игумен Даниил (нач. XI в.): «велика пещера, в той пещере жила святая Богородица с Христосом и со Иосифом”. Идентификация места спорна.
    [6] Бейт-Сахур, поле Пастухов, греческое и католическое места, оба с раскопками монастырей византийского периода.
    [7] О роли Марии в этом обряде см. ©Сретение. По Эгерии (IV), Сретение справлялось в храме Воскресения. К V в. появляется Сретенский монастырь вблизи храма (нынешняя Большая Панагия? название Сретенского имел и монастырь Сайданайя). Оба монастыря были посвящены также Введению Богородицы во Храм: «Малое число инокинь соединены в монастырях Введения, которые называют: Великая и Малая Панагия» (А А. Норов, 1834 г). Ныне праздник Сретения отмечается в Катамоне, – по традиции, месте погребения Симеона Богоприимца.
    [8] На месте, где останавливались волхвы, расположен монастырь Феодосия Киновиарха.
    [9] Кости «избитых младенцев» показывают в греческом монастыре комплекса храма Рождества.
    [10] Дом Иосифа в Назарете в комплексе храма Благовещения. Место, где останавливалось Святое семейство, - монастырь Герасима Иорданского (который, по-видимому, унаследовал традицию несохранившегося монастыря Каламония, у игумена Даниила: «А от монастыря святого Иоанна до Герасимова монастыря одна верста, и от Герасимова монастыря до Каламонии, до монастыря Святой Богородицы, одна верста… На том месте святая Богородица с Иисусом Христом, с Иосифом, и с Иаковом, когда они бежали в Египет, — на том месте ночлег устроили. Тогда святая Богородица дала название месту тому — Каламония, что переводится как «Добрая обитель». Туда ныне сходит Дух Святой к иконе святой Богородицы. И стоит монастырь тот на устье, где Иордан впадает в море Содомское; и оградой обнесен весь вокруг монастырь тот; черноризцев же в нем двадцать».
    [11] Эти события излагаются в традиции последовательно, однако Матфей и Лука предоставляют взаимоисключающие сведения: Матфей не знает о проживании Марии в Назарете до возвращения семейства из Египта и все предшествующие события происходят в Вифлееме; семейство бежит в Египет от преследований Ирода, по Матфею, а по Луке (на сороковой день, в Храме, в Иерусалиме) происходит Сретение Господне. О противоречиях в изложении событий детства Иисуса у Матфея и Луки, а также об апокрифических евангелиях детства см. Деревенский.
    [12] Дословно с иврита: с нами Бог, так называют этот сюжет.
    [13] Церковь Синагоги, Гора Свержения, церковь Марии – в Назарете. См. Ю. Полторак. Назарет и окрестности. – Изд-во Евгения Озерова, 2013.
    [14] Церковь, построенная Иосифом Тивериадским (IV в) в Кане, ныне – раскопки в католической церкви. Недалеко – греческая церковь того же посвящения.
    [15] Марк указывает, по какой причине пришли родственники: «И услышавши, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя» (Марк, 3:21).
    [16] Археологический парк, принадлежит францисканцам.
    [17] Место Успения Богородицы на Сионе отождествлялось паломниками с домом Иоанна, которому Господь поручил свою мать. 
    [18] Место стояния трех Марий в храме Гроба Господня - армянское, придел Богородицы, или Тюрьма Иисуса – бывшее грузинское.
    [19] Ally Kateusz. Mary and Early Christian Women. Hidden Leadership. -Wijngaards Institute for Catholic Research, Rickmansworth, London, 2019.
    [20]Этого Иакова отождествляют с Иаковом Братом Господним (Гал 1:19) и, в свою очередь, с апостолом Иаковом Алфеевым, или Иаковом Меньшим (Мф 10:3; Мк 3:18; 15:40; Лк 6:15), считающимся сводным братом Иисуса, сыном Иосифа от первого брака.
    [21] Православное и католическое (церковь Св. Анны в Вифесде) места рождения Марии у Львиных ворот. В Вифесде указывали и место погребения Иоакима и Анны (см., например, у игумена Даниила), позже и по сей день - в Гефсимании, в Гробнице Богородицы. В монастыре Сайданайя почитают дом матери Анны, бабушки Марии, что представляется совсем поздней традицией. О Циппори и Элевтерополе (Мареша-Бейт-Гуврин) см. © Евангелия детства, места почитания родителей Богородицы и Введения Богородицы во Храм.
    [22] В Вади-Кельт (Нахаль-Прат), находящемся между Иерусалимом и Иерихоном в Иудейской пустыне, в монастыре Хозива, в горах над потоком, что напротив Иордана, - пещера пророка Илии (где тот скрывался во время засухи - 3 Цар. 17:3) почитается и как место, где Иоаким молился о даровании ему потомства, а в пещере Георгия Хозевита (в том же монастыре) жила Анна в конце своей жизни (по местному преданию). Монастырь действующий.
    [23] Византийская традиция, связанная с церковью Марии на Пробатике (появляется не позже VI в.), местом, где родилась Мария (так упоминается в начале IX в.), а значит, с палатами Иоакима и Анны (не позже начала XII в.), продолжается церковью Св. Анны периода крестоносцев.
    [24] Самая ранняя предполагаемая дата появления в Иерусалиме места почитания Введения Богородицы во Храм связана с гипотезой о том, что Неа (543 г.), которую император Юстиниан строил в подражание храму Соломона (но не на том же месте), имела такое посвящение. Подтверждений гипотезе нет.
    Свидетельства существования праздника отслеживаются по литургической поэзии (с VII или VIII в.), а также по календарно-богослужебной литературе: праздник отсутствует в раннем Константинопольском Минологии (VIII в.); однако встречается в Минологии Василия II (X-XI вв.), по Типиконам Студийского монастыря в Константинополе и иерусалимскому (с XI в.) делается заключение, что Введение отмечается почти так же торжественно, как и другие двунадесятые праздники (ПЭ). В установлении Имануила Комнина (1166) Введение - праздник, во время которого суды не заседали, однако византийский паломник этого времени Иоанн Фока, говоря о Святая Святых, упоминает, среди прочего, Сретение, но не Введение. На Западе праздник распространялся постепенно – c 70-х XIV в. К XV в. появляются церкви Введения (в том числе, в России) и сюжет на иконах и в росписях.
    Традиция почитания на Храмовой горе Введения Богородицы во Храм складывается, по-видимому, поздно и объединяется со Сретением в такую формулу: «Святая Святых... В той церкви приял праведный Семион на руку Христа и глаголя: ныне отпущаеши раба твоего владыка… В туж церковь введена бысть Пречистая Богородица, трию лет суща, хранима бысть и питаема от руки Ангеловы до 12 лет» (Позняков, сер. XVI в.). К XIX в. русские путешественники застают традицию, согласно которой «Эль-Акса… обращена в мечеть из древней церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы» (А. Норов).
    [25] Подробности детства Иоанна включены в традицию церкви Посещения в Эйн-Кареме и церкви Иоанна в Пустыне в Эвен-Сапир.
    [26] Паломники часто упоминают на Храмовой горе о Захарии и следах его крови: «…да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником» (Мф 23:35). О личности Захарии есть несколько гипотез: 1) Ориген, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др. из ранних Учителей Церкви полагали, что этим именем назван отец Иоанна Крестителя, мнение подтверждалось ссылкой на предание, с этим мнением не соглашался Иероним, оно не принято сегодня; 2) пророк Захария, его отец - Варахия (Зах. 1:1), но о его кончине ничего не известно; 3) Захария, убитый зилотами пред разрушением храма (Флавий ИВ IV, 6, 4), но его убили много позже распятия Иисуса и его отец – Варух; 4) священник Захария при иудейском царе Иоасе (IX в. до н.э.), побит камнями на дворе дома Господня (2 Парал. 24:21), его отец – Иодай к тому же он не последний убитый праведник.
    [27] Об этом событии знает Зевульф (начало XII в.), а также о Сретении, но не о Введении Богородицы во Храм. Игумен Даниил упоминает Симеона, но не отмечает почитания на Храмовой горе ни Сретения, ни Введения.
    [28] Варфоломея отождествляют с Нафанаилом, поскольку в списках апостолов их имена не встречаются вместе, и предполагают, что полное арамейское имя апостола Натанаэл бар Толами (сын Толами, Толмая). Есть другие варианты. О жизни Варфоломея в Писании не сообщается ничего определенного, тогда как о Нафанаиле известно что он был родом из Каны Галилейской (Ин 21. 2), Филипп сообщил Нафанаилу, что они (Филипп, Андрей и Петр) нашли Мессию - Иисуса, «Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки» (Ин 1. 45-46),  Нафанаил, выразил недоверие: «...из Назарета может ли быть что доброе?». Иисус называет Нафанаила «истинным израильтянином, в котором нет лукавства». Нафанаил исповедовал мессианство Иисуса: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев», Иисус в ответ обещал ему, что он увидит еще большие свидетельства: «небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин 1. 51).

    Оригинал «Евангелия апостола Варфоломея» (или «Вопросы Варфоломея») написан по-гречески и датируется III в., сохранилось фрагментарно. Упоминается Иеронимом Стридонским, в «Ареопагитиках» и позднее (по ПЭ).
    [29] Stephen J. Shoemaker. Ancient Traditions of the Virgin Mary's Dormition and Assumption. Oxford University Press, 2002;
    [30] На месте, где ангел сообщил Марии о близкой смерти и вручил ей пальмовую ветвь появляется церковь Св. Марии на Масличной горе, которую восстанавливал император Юстиниан в VI в. (по Прокопию) и которая упоминается в Commemoratorium de casis Dei vel monasteriis (808). При раскопках на месте госпиталя аль-Макасид (палестинская исламская благотворительная организация) найдена базилика VI в. с мозаикой - под церковью конца XI в. построенной, возможно, армянами или, скорее, грузинами (см. Jennings): отмечают особенности архитектуры, несвойственные строительству крестоносцев. Вскоре, однако, на этом месте располагаются августинцы - аббатство Св. Марии на Масличной горе (см.Прингл, №341).
    [31] Мнение о более ранней (V в.) датировке этого произведения см. Ally KateuszMary and Early Christian Women. Hidden Leadership. -Wijngaards Institute for Catholic Research, Rickmansworth, London, 2019. 
    [32] О почитании Максима в Грузии см., например, Lela Khoperia. The Georgian tradition of Maximus the Confessor / The Oxford Handbook of Maximus the Confessor. - Oxford University Press, 2015; Stephen J. Shoemaker The Virgin Mary 's Hidden Past: From Ancient Marian Apocrypha to the Medieval Vitae Virginis // Marian Studies: Vol. 60, Article 5, 2009.
    [33] Грузинское Житие Богородицы переведено на английский С. Шумахером в 2012 г.



    Предыдущее