Глобус Иерусалима: ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: F. ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ: (c) Первые христианские праздники

среда, 19 февраля 2020 г.

ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: F. ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ: (c) Первые христианские праздники


«…безумно было бы христианам, согласным в главных пунктах верования, разделяться между собою из-за обычаев»
Созомен «Церковная история» (440 г.)


[a] Пасха

Первые упоминания о христианской Пасхе относятся к началу II в. В том же веке возникает обоснование празднования Пасхи в воскресение - в целях размежевания с иудаизмом; в это же время складывается современный иудейский календарь с хронологией, по которой Субботнее тысячелетие отодвигается на далекое будущее по отношению к христианской хронологии, созданной на основе Септуагинты.
Христианские расчеты даты празднования Пасхи совершенствуются, к концу III в. пасхалии учитывают астрономические достижения, привязаны к юлианскому календарю и пр. Поскольку даты основных событий священной истории невозможно установить однозначно, эти даты определяются на основаниях богословских. Появляется христианская хронология, знающая начало и конец мира и претендующая на возможность просчитать замысел Бога. Не удивительно, что расчеты, даты и богословские акценты различались в разных регионах христианского мира.
Унификация времени празднования Пасхи проводится I Вселенским Собором (325 г.): трехдневное празднование в честь Распятия и Воскресения Господа с воспоминанием Страстей в пятницу и Воскресения в воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия (после 21 марта), что, однако, не отменяет всех «разночтений» на местах (см., например, Тайная вечеря). Поскольку протоколов собора не сохранилось, смысл постановления «не праздновать Пасху с иудеями» (раньше, позже или не учитывать их расчеты?) обсуждается до сих пор.
Евсевий Кесарийский (VI в.) сообщает о том, как решал эту проблему император Юстиниан: «…если иногда случалось, что время, совершая свой круг, приносило их пасхальный праздник раньше христианского, он не позволял иудеям проводить его в надлежащее время, ни посвящать на него что-либо Богу, ни совершать принятые у них обряды. И многих из них должностные лица за вкушение в это время мяса агнца наказывали большим денежным штрафом, обвинив в попрании законов государства» (Тайная история, XXVIII 16–19).
Возможность совпадения Пасхи и Песаха – основание для отказа от григорианского календаря в православном богослужебном годе (см. Эры и стили).
Вокруг Пасхи складывается подвижный богослужебный круг (Великий пост и Пятидесятница).

[b] Благовещение и Рождество

Неподвижный богослужебный круг связан с Рождеством. Есть различные гипотезы о порядке возникновения дат и праздников рождественского цикла.
Дата Рождества, как мы видели, из Евангелий не устанавливается, и она изначально выводилась из мистических параллелей.
У Григория Неокесарийского (III в.) есть «Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы» и Иоанн Златоуст в своих трудах называет Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников». О времени постройки церкви в Назарете нет единого мнения, однако считается, что христианские граффити появляются в III в.

25 марта отмечалось как дата Страстей в Африке в начале III в., а как дата Благовещения стала широко известна на Востоке не позднее середины IV в. (Кузенков).
По пасхалии Андрея (353), 25 марта, воскресенье — дата и день Благовещения и Воскресения.
В Александрийской пасхалии (412 г.) 25 марта, воскресенье — дата и день начала трех главных событий священной истории: Воплощения (5501 = 9 г. н. э.) и Воскресения (5533 = 42 г. н э.), а также начала Творения (= 5492 г. до н.э..) и начало отсчета.
Эра Дионисия Малого, то есть наша, или новая, официально называлась эрой от Воплощения.
Установление праздника Благовещения в Константинополе относят приблизительно к середине VI в., в VII в. Благовещение стало праздноваться в Риме и Испании; Галлия приняла его лишь в VIII в.




[c] Рождество и Богоявления

В 360 г. кесарь Юлиан, впоследствии император, которого прозвали Отступник, праздновал Богоявление в Галлии 6 января. С этим днем соединяли Рождество, Крещение, чудо в Кане, но акцент делали на явлении звезды, поклонении волхвов, т. е. на откровении Сына Божия в языческом мире. Паломницу Эгерию-Сильвию (тоже из Галлии) ничуть не смущает празднование Богоявлений 6 января, от которого отсчитывается Сретение (то есть Богоявление = Рождество). Некоторые исследователи считают, что Галлия являлась исключением и праздник Богоявлений (включающий Рождество) на остальном Западе не был известен или был известен, но разделен раньше. Неизвестно как, но в Риме появляется новая традиция – праздновать Рождество 25 декабря. Предлагаемое объяснение – совпадение с зимним солнцестоянием, к которому был приурочен официальный праздник Непобедимого Солнца, учрежденный императором Аврелианом в конце III в. Празднование Рождества Христова 25 декабря впервые фиксируется на Западе в первой половине IV в.
Имена вводивших или приветствовавших этот праздник на Востоке – из великих и знакомых друг другу: в Каппадокии Василий Великий произнес «Слово на Рождество» в 370-е, его друг Григорий Богослов ввел этот праздник в Константинополе («Ныне мы празднуем Богоявление, или праздник Рождества»), Иоанн Златоуст – в Антиохии: «Хотя нет еще десяти лет, как этот день стал известен и знаком нам, но, как будто издавна и за много лет преданный нам, так он прославился от вашего усердия. Посему не погрешил бы тот, кто назвал бы его и новым и вместе древним, — новым потому, что он недавно стал известен нам, а древним и давним потому, что он скоро сравнялся с древнейшими и возрос до одинаковой с ними степени». В Александрии праздник появляется только в 432 г. — при Кирилле Александрийском.

В. Алымов указывает, что праздник Богоявлений (в который помимо Рождества включают Крещение – Восток и поклонение Волхвов - Запад) был перегружен смыслами и церковь его разделила в период борьбы с арианством для лучшего усвоения догмата. Эта четкая картина становится расплывчатой, когда мы подключаем первоисточники.
Епифаний Кипрский (ум. в 403), сторонник восточной традиции Богоявлений 6 января, ссылается на Ефрема Сирина (306 – 373): «Так и сирийский мудрец Ефрем свидетельствовал о сем в своих толкованиях, говоря: «ибо так пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Его плотское рождение, или совершенное вочеловечение, которое именуется Богоявлением, по домостроительству расположено на расстоянии тринадцати дней от начала приращения света. Ибо надлежало и сему быть прообразом числа Самого Господа нашего Иисуса Христа и Его двенадцати учеников, составивших тринадцать дней приращения света». «Начало приращения света» - 25 декабря (день зимнего солнцестояния - для того времени). По Епифанию, Богоявление – множественное событие: «<…> правильно именуется Явлением рождение по плоти Спасителя, бывшее в Вифлееме, когда Он в восьмом часу по рождении был явлен пастухам и миру через свидетельство ангелов, явлен же Марии и Иосифу. В этот час на востоке явилась звезда магам за два года до их прихода в Иерусалим и Вифлеем <…> сами маги через два года в этот день Явления прибыли в Вифлеем и принесли дары, смирну, золото и ливан. В этот день Явления произошло начало многих знамений (бого)явления» анарион, ок. 375). Епифаний Крещение располагает 8 ноября.
Позже Косьма Индикоплов (VI в.) использует аргумент «по числу апостолов» для доказательства прямо противоположной мысли: «...издревле Церковь, дабы не забыла об одном из двух праздников, если бы стала совершать их вместе, постановила, чтобы их разделяли двенадцать дней по числу апостолов...».
Эти примеры дают представление о том, насколько важен был вопрос о Теофании (Богоявлении), то есть споры о датах праздников имели богословские мотивы, но не только и не всегда.
Псевдо-Ипполит в. «На девятый месяц Господь родился, 6 января, и в тридцатом году [был крещен] в тот же день, 6 января, согласно словам Луки: Иисус был лет тридцати, и немного далее речь идет о Крещении. Посему нелепо считать, что (Христос) был крещен в другой день и вводить худую веру. Поскольку непослушные (апостольским заветам ариане) говорили, что он в иной день (не шестого) родился, а в иной (шестого) был крещен, поскольку верили в две природы и двух сынов[5], и разделяли этот праздник надвое. Церковь же верных в один день отмечает праздник Рождества и Крещения». [6]
Другие источники утверждают, что именно ариане противились разделению праздника – по той же самой причине: они отрицали единосущие Сына и потому не могли допустить отдельного празднования Его Рождества.

Дата 6 января для Крещения - одна из древнейших, о ней пишет уже Климент Александрийский в конце II в. как о маргинальной, используемой среди «последователей Василида» (гностик II в.).
По всей видимости, дата и ее содержание появились в ходе споров с гностиками и доникейскими ересями. Догмат о Троице формулируется на I Вселенском Соборе (единый Бог в трех лицах, «а говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошёл из несущего, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем[7] — таковых анафематствует кафолическая церковь. Аминь» (из Никейского символа веры), но споры продолжаются.
Что считать Его рождением – вопрос, касающийся тринитарных (о соотношении лиц Троицы, например, Он совечен и единосущен Богу или сотворен и подчинен? и пр.) и христологических (что есть Христос? как соотносятся в Нем человеческое и Божественное? Он родился Богом или стал им? если стал, то когда - при Благовещении, Рождении или при Крещении?) споров.


[d] Крещение, Иоанн Предтеча

Богоявлениями в раннем христианстве называли также Благовещение (Воплощение), брак в Канне Галилейской и пр., пока, наконец, не сложилось положение о том, что Богоявление – вся земная жизнь Иисуса, его Воскресение и явления ученикам. Во время Крещения людям являются все лица Троицы. Именно за Крещением сохранилось название Богоявления. То, что первым именем среди проводников отдельного празднования Рождества 25 декабря появляется Василий Великий – закономерно: Именно Василия (а также Григория Богослова и Григория Нисского) считают завершителем учения о Троице.
Поскольку даты праздников и их содержание обосновываются богословски, следование той или иной дате становится отражением позиции – богословской и/или политической. При этом не всегда возможно однозначно выделить содержание, которое вкладывают в следование определенной традиции, так как толковать это содержание можно по-разному.

Обряд крещения использовался валентинианами[8], мандеями[9], манихеями[10], митраистами[11]… - что требовало определения его особого содержания для размежевания с другими направлениями.
Так, Валентин утверждал, что Исус объединен с Христом при его крещении в Иордане и отделился от него перед его страстями, так что Смерть была обманута. Страдание смертного Исуса не что иное, как хитрость. Мандеи включали в число своих пророков Иоанна Крестителя - в противоположность Христу, но в его роли, называя Иордан потоком живой воды. Маркион[12] заявлял: «Река Иордан... есть сила тела, то есть сущность удовольствий, и вода Иордана есть желание плотского сожительства» - возможно, этот пассаж отражает полемику с мандеями (по Йонасу).

Важность решения вопроса о крещении состоит в том, что сама фигура Иоанна вызывала споры, по-видимому, уже в апостольский период, когда Павел, обнаружил в Ефесе некоторых учеников и «сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати» (Дн.19:1-6).
Определение значения Иоанна остается актуальной темой и позже.
Августин Гипонский (ум. 430, Северная Африка), идеолог западной традиции: «Родился же [Предтеча], братья, сегодня, когда ночь растет, а день уменьшается; а Христово [Рождество] в зимнее солнцестояние, когда, как вы знаете, ночь начинает терпеть урон в пользу света.
«Ему должно расти, — говорит он [о Христе], — а мне умаляться» (Ин. 3:30). На это указывают и дни рождения обоих. Само Солнце свидетельствует о свете: с сегодняшнего дня дни убывают, а с Рождества — растут».
Мы видим, что вопрос не теряет актуальности и позже: «Христианин говорит, что "если я скажу, что освящающий больше освящаемого, ты мне ответишь: иди, поклоняйся Иоанну Крестителю как крестившему и освятившему твоего Христа". Сарацин же говорит: "Именно это я и хотел тебе сказать". Христианин спрашивает сарацина иносказательно: "Если ты пойдешь со своим рабом в баню и он будет мыть тебя и чистить, кого ты назовешь большим, того жалкого и купленного раба, или себя, кого он моет как своего господина?". "Ты имеешь в виду, что я, купивший его, больше, чем он, купленный мною", – сказал христианину сарацин. Христианин же ответил: "Благодарение Богу. Так же понимай, что и Иоанн как раб и слуга прислуживал Христу в Иордане, крестившись в котором, Спаситель мой сокрушил главы гнездившихся там злых бесов"» (Иоанн Дамаскин, VII - VIII вв. Беседа сарацина с христианином)
Не всегда возможно признать ясность богословской позиции при различии обрядов, но всегда понятно, что волевое изменение (или сохранение) обряда – способ размежевания, теперь уже внутри христианства.


Иерусалим

Интересны сведения об отношении к различным традициям в V-VI  вв. в Иерусалиме и Вифлееме, где собрались представители различных традиций. Несколько примеров.
Иероним Стридонский (латинская община Вифлеема) считает объединенный праздник Богоявлений мнением провинции, отличным от мнения всего мира, и в проповеди на Рождество (произнесена между 401 и 410 г.) в Иерусалиме говорит: «Вы навязываете нам рождение и возрождение, вы, которые говорите, что Он родился во время Богоявлений...». Мелания Младшая молится в Вифлееме на Рождество, 25 декабря…
Разделение праздников Рождества и Крещения в Иерусалиме приписывают патриарху Ювеналию[13] и относят ко времени сразу после Халкидонского собора (451 г.), однако старая традиция вернулась и император Юстиниан отправляет (в 530 г.) письмо в Иерусалим (сохранилось только в грузинском переводе[14]) «О праздниках: Благовещении и Рождестве, Сретении и Крещении», которое свидетельствует об «особенностях» иерусалимского богослужения: «Мы услышали, что некоторые заблуждающиеся, пребывая в Иерусалиме, не следуют святым писаниям и учителям-отцам и не совершают это святое в теле Рождество Господа 25 декабря месяца, а на Рождество Господа устраивают [праздник] Давида и Иакова. В 6-й день месяца января совершают они Рождество вместе с Крещением»[15].
Около 570 г. паломник из Пьяченцы отметил, что празднование в честь Иакова (апостола) и Давида совершалось на следующий день после Рождества, то есть Рождество праздновалось уже 25 декабря. При этом Сретение, по всей видимоcти, отсчитывается от старой даты единого праздника Богоявлений, поскольку тем же годом датируется Послание еп. Григория Арцруни из Иерусалима в Армению: от императора пришло очередное «суровое повеление под страхом смерти совершать во граде Иерусалимском Сретение по Рождестве, а не по Богоявлении», «сильно возрыдали патриарх с народом. И множество горожан предали себя на казнь, не исполнив волю императора». [16]. Армения до сих пор празднует Рождество вместе с Крещением 6 января, соответственно Сретение – 14 февраля, Благовещение – 7 апреля.






[5] Одно из ранних учений в христианских спорах о Троице. «Арий был строгим монотеистом. Для него Троица не есть единый Бог. Бог-Отец - единый и единственный; Сын и Дух суть Высшие и первородные твари, посредники в миротворении» (ПЭ). Арианство называли ересью жидовствующих.
[6] Цитата из армянских флорилегиев (Матенадаран) – по Кузенкову.
[7] Воплощение – не изменение.
[8] Система Валентина (II в.) рассматривается Йонасом как сирийско-египетский тип гностицизма, в отличие от иранского. Известно, что Валентин открыл философскую школу для проповеди своего учения в Риме.
[9] Направление (сохранившейся до наших дней в области нижнего Евфрата, современный Ирак). Мандеизм характеризуют как антихристианское и антииудейское направление. О секте есть множество противоречивых свидетельств. Виденгрен считает мандеев баптистской («омывающиеся») сектой с вавилонско-сирийским, самаритяно-иудейским и христианским субстратом...
[10] Учение Мани (III в.) - иранская разновидность гностицизма. Мани претендовал на создание единой универсальной мировой религии. На мысль Мани повлияли три религии, их основателей – Будду (моральный и аскетический идеал), Зороастра (дуализм), Исуса (эсхатология) – он признавал как своих предшественников. Мани воспитывался в южно-вавилонской баптистской секте мандеев. Манихейство (как и митраизм) признается основным соперником христианства.
[11] Митраизм определяется как культ. Различают митраизм иранский и эллинистический, иногда отрицая их связь Исследователи отмечают общее в культе Митры и христианских обрядах, не всегда приходя к выводу о прямом заимствовании: легенда о народившемся боге и пастухах, пришедших поклониться новорожденному, окропление святой водой, празднование воскресения как дня, посвященного богу, причащение хлебом и вином, вера в вознесение богочеловека на Небо. Жрецы культа Митры, так же как и христианские богословы, сулили митраистам воскресение и бессмертие души. Приверженцы Митры называли себя братьями, собирались на молитву в подземельях и пещерных храмах, стены их украшали знаки Зодиака и космические символы, в митреуме помещалось изобажение Митры, убивающего быка, как символ победы над силами зла (соответствующий сюжет находят в Гильгамеше).
[12] Маркиона (ок. 85 — ок. 160), наиболее известного из ранних гностиков, считают автором первой попытки составления христианского канона, при этом Танах  исключался из канона полностью, а из апостольской литературы – все, что не отражало противопоставления Ветхому Завету. Маркион считал себя последователем апостола Павла.
[13] Ювеналий – проводник решений собора (ставшего причиной Великой схизмы), он добился того, что Иерусалимская кафедра объявлена патриархатом.
Несторианство – диофизитство: в Христе сосуществуют две несливающиеся природы, божественная и человеческая.
[14] См. ПЭ, ГПЦ, ч. II и Кекелидзе
[15] Возможно, и постановление императора не помогло: грузинский Лекционарий и Кирилл Скифопольский (524—558) упоминают Богоявления (совместый праздник или Крещение?) 6 января.
[16] Цитирую по Кузенкову


Предыдущее
Продолжение (Богородичные праздники)