Глобус Иерусалима: ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: Е. Летоисчисление, текстология и археология

суббота, 4 января 2020 г.

ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: Е. Летоисчисление, текстология и археология

Приведу примеры того, как высчитываются даты в текстах и эпиграфике.

(a) Кирилл Скифопольский

Первое (по Кузенкову) вне пасхалий и специальных хронологических трудов известное указание дат от сотворения мира и от Рождества встречаем у Кирилла Скифопольского в 50-е гг. VI в., о Евфимии: «Кончина его произошла в 20-й день месяца января 11-ого индикта, от сотворения мира, с тех пор, как время начало измеряться течением солнца, в лето 5965, от вочеловечения же от Девы и рождества по плоти Бога Слова в лето 465, по списателям времен, святым отцам нашим Ипполиту[1] древнему и знаемому апостолами, и Епифанию Кипрскому[2], и Ирону[3] философу и исповеднику… в пятое консульство царя Льва, в шестнадцатый год его царствования».
Таким же образом сообщается о дате смерти Саввы: «5 декабря 10 индиктиона, от сотворения мира 6024 года, от Вочеловечения и Рождества 524 года, согласно записи Ипполита, Епифания и Ирона» (= 531 г. н.э.).
Кирилл указывает на авторитеты, которым он следует. Эра Ирона представляет собой вариант александрийской эры: творение светил выпадает на среду 4 апреля = 5492 г. до н.э., Рождество – 8 г. н.э., т. е.: 5965 – 5492  = 473 (г. н. э.) или 465+8=473.
Выйти на индикт можно, если считать от года введения индиктов Августом Цезарем, т.е. от 5460 г. = 33 г. до н.э., тогда полученные индикты (для декабря и января) будут на единицу меньше указанных Кириллом: (5965 – 5460):15 = 33, в остатке 10 и (6024 – 5460):15 = 37, в остатке 9, это означает, что отсчет по индиктам предшествует (с сентября по март) александрийской классической эпохе (мартовский стиль). Эру Ирона – называют александрийской сентябрьского стиля[4], отсчет начинается с сентября 5493.

Мы видим, что обозначение даты от Р. Х не совпадает с принятой сегодня датой «нашей эры». Эпоха (начало отсчета) - 29 августа (начало египетского года) или 1 сентября (начало индикта) 5493 г. до н.э.

(b) Дата надписи в Ашдоде и Бейт-Цафафе. Кроникон

В конце 2017 г при раскопках в Ашдоде обнаружена мозаичная надпись на греческом языке, в которой указана дата: месяц Диос, третий индиктион, 292 год.
Израильский археолог д-р Лея Ди Сеньи (Leah Di Segni) выдвинула предположение, что это дата по древнегрузинскому летоисчислению (кроникону) и соответствует она 539 г.
В основе расчетов по кроникону лежит дата сотворения мира в 5604 г. до н. э. («эра Андрея»), счет делится на циклы в 532 года («великий индиктион»). Год указывается без обозначения порядка самого цикла.В грузинских летописях такое обозначение зафиксировано с тринадцатого цикла, т. е. (532 Х 12 – 5604 =) после 780 г. Поскольку надпись относят к византийскому периоду в нашем регионе (т.е. до VII в.), то речь может идти только о двенадцатом цикле, который начинается в (740 – 532 =) 248 г. Если год надписи дан по этому летоисчислению, то получаем (248 + 292 =) 540 г.
В надписи фигурирует и другой индиктион – год указывается внутри 15-летнего фискального цикла. В интересующий нас период фискальный цикл закончился в сентябре 537 г., месяц диос (октябрь) 539 г. как раз и будет третий год (третий индиктион) следующего цикла.
По поводу даты сказано также, что это (если принять предположение) первая дата по кроникону, найденная на Побережье, и что такая находка (если ее трактовка верна) еще раз подтверждает (см. ниже), что древнегрузинское летоисчисление в Палестине стало использоваться раньше, чем в Грузии, где оно зафиксировано с тринадцатого цикла.
Лея Ди Сеньи ранее (в 1993 г.) выдвигала подобную гипотезу о надписи, найденной в Бейт-Цафафе (под Иерусалимом, в 1950), - 6200 год. Если это год от сотворения мира по кроникону, то получаем (6200 – 5604 =) 596 г.

В центре империи Александрийская пасхалия (с эрой 5500 лет от Адама до Иисуса) потеснила пасхалию Андрея (с эрой 5600), однако авторитет последней сохранялся на восточной периферии христианской ойкумены. Существование отличных от общевизантийских эр в Грузии (как и в Армении, и в некоторых других регионах) объясняется историей взаимоотношения этих государств с Византией. Пользоваться разными календарями – до сих пор является важнейшим способом размежевания общин.


(с) Феофан

Георгий Синкелл и его продолжатель, Феофан Исповедник, монахи, иконопочитатели, попытались возродить александрийскую эру в своей «Хронографии». Кузенков называет этот труд апогеем и жемчужиной греческой хронографии; после Феофана происходит резкий упадок.
Феофан Византиец датирует события так: «от сотворения мира 5777, от Р. Х. 277 (=284 г. н. э). Царствования Римского императора Диоклитиана 1-й год, Персидского царя Вараха 15, Римского епископа Гайя 7, Иерусалимского Гименея 13, Александрийского Феона 11, Антиохийского Тиранна 2», - то есть во «вселенском» масштабе. При этом его дата «от Р. Х.» отличается от принятой сегодня в данном случае на 7 лет (284 г. н.э.), в других случаях встречается 8 и 9.

«При той катастрофической ситуации с точными датами, о которой известно любому специалисту по истории 1-го тысячелетия н.э., Феофан как правило с достоинством выходит из положения и умудряется построить весьма совершенное с точки зрения внутренней целостности историческое повествование. Однако это вовсе не означает, что мы можем с доверием относиться к его датам» (Кузенков).



[1] Ипполит Римский (II - III в.) обосновывал цифру 5500 соответствием сумме размеров ковчега Завета (2,5 на 1,5 локтей в вышину и ширину). Ипполит был современником и, возможно, последователем Юлия Африкана.
[2] Епифаний* много занимался не только ересями, но и хронологией. Кузенков сомневается в его иудейском происхождении, поскольку Епифаний демонстрирет слабую осведомленность в иудейском календаре.
[3] Подробности биографии (по Кириллу, философ, исповедник = халкидонит) и эры Ирона восстанавливаются гипотетически. Жил в VI в.
[4] 29 августа (начало египетского года) /1 сентября (начало индикта) 5493 г. Только по указу Юстиниана I, вступившему в действие с 1 сентября 537 г., индикт, наряду с годом царствования и консульством, был признан обязательным элементом датировки документов. Индикты использовали и раньше, и они не обязательно отсчитывались "от Цезаря".

----------------------------------------



Ссылки на справочный аппарат и содержание см. на правой панели.