Глобус Иерусалима: ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: F. ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ: (а) Даты в Новом Завете; (b) Основания установления праздников

среда, 8 января 2020 г.

ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: F. ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ: (а) Даты в Новом Завете; (b) Основания установления праздников

Главные события христианской священной истории: Творение мира, пришествие Спасителя, Страсти и Воскресение Христа
Христианство изначально наследовало иудейский богослужебный год. Важнейшим религиозным праздником становится Пасха, совпадавшая с иудейским Песахом (15 нисана), позже празднование Пасхи закрепляется за определенным днем недели, причем значение (Крестная смерть или Воскресение) и день (пятница или воскресенье) могут быть разными в разных местах. Первые упоминания о праздновании Пасхи известны с начала II в., при этом в разных местах – разные даты и дни недели и разные богословские акценты (ПЭ, Церковный год).
Основное требование в период становления христианского богослужебного года: даты должны были не только соответствовать текстам и определенным астрономическим явлениям, но и демонстрировать свое мистическое значение. Приведу примеры


(a) Даты в Новом Завете

[a] Тайная вечеря и Распятие


Лука говорит, что Тайная вечеря была пасхальной трапезой, тогда как Иоанн сообщает, что на следующее утро иудеи, приведя Иисуса к Пилату, не вошли в преторию, «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (Ин. 18:28). Все евангелисты говорят о пятнице как дне распятия, по Иоанну, это «пятница перед Пасхою, и час шестой» (Ин. 19:14).
День в иудейском календаре – лунный, он начинается с заходом солнца. Пасхальная трапеза проводится вечером (когда начинается лунный день) 15 нисана (перед ночью полнолуния после весеннего равноденствия).
По Луке, Иисус был распят 15 нисана, в пятницу. По Иоанну, 14 нисана, в пятницу.
Если следовать Иоанну, надо искать год, в который полнолуние выпадает в ночь с пятницы на субботу, а если Луке – в ночь с четверга на пятницу. В любом случае, в период правления Понтия Пилата в Иудее (с 26 по 36 г. н.э.) такие совпадения отмечают в 26, 27, 30 и 33 гг., с оговоркой: если не был вставлен дополнительный месяц (второй адар) (по Кузенкову), приоритет отдают более поздним датам.
Споры продолжаются доныне. При этом указывают, что астрономическое полнолуние могло и не совпадать с 15 нисана, что евангелисты (или один из них) могли употреблять названия дней недели по отношению к рассвету, а не заходу солнца, что и пр.
С точки зрения содержания события, «только соотнесение Страстей Христовых с пятницей 14 нисана позволяет символически рассматривать казнь Христа как спасительную жертву Истинного Агнца Божия, берущего на Себя грех мира (Ин. 1:29): ведь именно в этот день иудеи закалывали пасхального агнца» (Кузенков), однако победила «синоптическая трактовка» Тайной вечери как пасхальной трапезы.

То, давнее, расхождение отражается в литургической особенности конфессий: использование в евхаристии католиками пресного хлеба, а православными - квасного. Спор о квасном или пресном хлебе в обряде стал поводом для Великой схизмы.
К концу II в. после острой полемики в большинстве Церквей возобладала традиция, совмещающая христианскую Пасху с воскресеньем (иудейский Песах не связан с определенным днем недели) после 14 нисана.


[b] Крещение и Распятие


Лука сообщает: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк. 3:1–2); Это сообщение приводит к 28/9 г. – Крещение и начало служения Иисуса.
От этого года можно было бы отсчитать и год Страстей, если бы указывался период общественного служения. Большинство ранних христианских писателей считало, что проповедь Иисуса продолжалась один год[2]. Ириней Лионский в конце II в. указал в Евангелии от Иоанна как минимум три пасхальных праздника, в которые Иисус приходил в Иерусалим: после чуда в Кане Галилейской (Ин. 2:23), при исцелении расслабленного (Ин. 5:1) и страстная Пасха. Трехлетний срок проповеди стал общепринятым только после Евсевия Кесарийского (IV в.).


[с] Рождество


Возраст Иисуса определяют по Луке: «Иисус, начиная [Свое служение], был лет тридцати» (Лк. 3:23).
Помимо этого прямого указания привлекают другие данные.

{a} Строительство Храма

У Иоанна приводятся слова, обращенные к Иисусу: «Тебе нет еще пятидесяти лет…» (Ин. 8:57). Иоанн приводит разговор иудеев с Иисусом, изгонявшим торговцев из Храма: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали иудеи: Сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Ин. 2:18–21). Если сорок шесть лет принять за возраст Иисуса, то он соотносится с началом строительства Храма. По Флавию, оно началось в 22 г. до н. э., т. е. беседу следует отнести к 25/26 г. н.э., что раньше даты Крещения у Луки (28/29 г. н.э.).

{b} Правление Ирода и перепись Квириния

Если принять указание на то, что Иисус родился в правление в Иудее царя Ирода Великого (Мф 2:1, Лк 1:5), который вскоре умер (Мф 2:15, 19–20), то дату Рождества следует отнести до 4 г. до н.э. (смерть Ирода)[3]. Эта дата противоречит указанию на перепись Квириния (Лк 2:1–3; в связи с переписью беременная Мария и Иосиф оказываются в Вифлееме, где и рождается Младенец), которую историки относят ко времени отстранения от власти Архелая [4] , т.е. к 6 г. н.э. Для выхода из противоречия предполагается, что переписи было две (Лука говорит: первая), однако сложно допустить, что при жизни Ирода римский легат проводил перепись. Предлагаемая возможность такой переписи может быть связана с присягой иудеев Августу Цезарю и Ироду (ИД 17,2:4), событие датируют приблизительно – 5 г. до н.э. Есть косвенные свидетельства о том, что Квириний мог быть направлен в Иудею дважды.[5]

{c} Звезда волхвов

Год пытаются связать также со звездой волхвов: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф 2:1-2).
Исследования астрономических явлений приводит к промежутку 7 – 5 г. до н. э. Есть и другие варианты. [6]

{d} Авиева череда

По Луке, зачатие Иоанна Предтечи произошло «во дни Ирода, царя Иудейского», вскоре после того, как его отец, «священник из Авиевой череды, именем Захария, из рода Ааронова… в порядке своей череды служил перед Богом» (Лк 1:5– 24), «А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лк.1:23–27). Благовещение Деве Марии произошло в шестой месяц после зачатия Предтечи (Лк 1:26). Расчеты по Авиевой череде также не дают однозначных ответов, поскольку исходные данные восстанавливаются гипотетически. Расчеты приводят в июль – август или декабрь – январь 6 г. до н. э. (по Кузенкову).
25 декабря можно получить в отношении к рождению Иоанна Предтечи, которое высчитывается от Судного дня, если считать, что Захария был не просто священником, а первосвященником (что следует, по-видимому, из апокрифического Протоевангелия от Иакова, II в.) и вошел не просто в Храм, а в Святая Святых, куда первосвященники входили раз в году, в Судный день. (См. Лурье, 2009).

Итак, мы видим, что даты евангельских событий не могут быть установлены однозначно.


(b) Основания установления праздников

Христианские церковные календари различают преходящие праздники (пасхальный цикл), ориентирующиеся на лунно-солнечный цикл (наследие иудейского календаря) и день недели (с символикой дней Творения), и непреходящие, фиксированные за определенной датой (рождественский цикл).


[а] Субстрат и сакрализация

При исследовании принципов установления христианских праздников обнаруживают множество составляющих, важнейшей из которых является мистическая, космологическая, богословская. В. М. Лурье формулирует это так: «Общий принцип выбора дат важных событий всегда одинаковый: сначала дата выбирается на небесах, потом к этой дате приурочивается событие на земле».
Для объяснения дат христианского церковного календаря привлекаются сопоставления как с иудейским субстратом, так и с языческим. Например, иудейское происхождение Пасхи несомненно; дату Рождества Христова 25 декабря соотносят с датой праздника Солнца, установленным в языческой Римской империи.


[b] Мистические параллели

Сакральные события имеют сакральные параллели, так, в качестве параллелей для Рождества выбирались чудо в Кане Галилейской, т. е. начало общественного служения Иисуа (Епифаний, IV в.), а также Крещение (иерусалимская традиция праздновать 6 января Рождество вместе с Крещением порицается в послании Юстиниана, VI в., в армянской традиции до сих пор сохраняется праздник Рождества и Крещения в один день – 6 января); Воскресение сопоставлялось с Благовещением; содержанием Богоявлений помимо Рождества, Крещения и Благовещения объявлялось, например, посещение волхвов (Августин Блаженный, ум.430), Благовещение сопоставлялось со Стастями (Африка, начало IV в.); творение Адама, как и Воскресение, должны произойти в один и тот же день недели и пр.

О том, как мистические связи реализовались в пасхалиях и системах хронологии, см. Христианская хронология


[c] Унификация

Унификация стихийно сложившейся на местах литургии – одна из задач империи, принявшей христианство в качестве государственной религии. 

Итак, дата, содержание праздника, его канонизация – результат длительных и сложных процессов, в основе которых лежит как фактическая (астрономическая и текстовая), так и богословская и, не в последнюю очередь, политическая составляющие.




[1] Т. е. двенадцатый.
[2] После Крещения и Искушения «…И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Ис. 61:1–2). И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4:16–21).
[3] Основываясь на данных Иосифа Флавии, считают, что Антипатр (отец Ирода) был назначен прокуратором Иудеи в 47 г. до н.э., еще при Цезаре. Ирод захватил царство в 37 г. до н.э., 8 г. правления Августа, начиная с гибели Цезаря, и умер после 33 лет правления в 4 г. до н.э., в 41-м году Августа.
[4] Сын Ирода, получивший в наследство Иудею и не справившийся с правлением. С 6 г. н. э. отсчитывают прямое римское правление в Иудее.
[5] См. Б.Деревенский. Иисус Христос в документах истории.
[6] Епифаний Кипрский считал, что история с волхвами происходит черз два года после Рождества, затем Святое семейство два года проводит в Египете – до смерти Ирода (51 ересь, алоги), итого от Рождества до смерти Ирода – 4 года, т. е. Рождество в 8 г. до н.э.

Ссылки на справочный аппарат и содержание см. на правой панели.