Глобус Иерусалима: ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: F. Христианские праздники: (d) Богородичные праздники и церкви: [c] Культ Богородицы в Иерусалиме: {a}

суббота, 11 апреля 2020 г.

ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: F. Христианские праздники: (d) Богородичные праздники и церкви: [c] Культ Богородицы в Иерусалиме: {a}


Предыдущее

Поскольку множеством специалистов признается ведущая роль Иерусалима в становлении культа Богородицы, мы перейдем к Иерусалиму.


{a} Женщины в Иерусалиме


Завершим тему на местных примерах. Активное участие женщин в христианском движении [1] представлено во всех слоях общества и различных сферах.
Мария Египетская - раскаявшаяся проститутка, превзошедшая всех в целомудрии и аскетизме.
Пелагея отказалась не только от страстей, но и от пола, она стала «святым трансвеститом» и настоятелем монастыря.
Записи паломницы Эгерии не только из самых ранних известных итинерариев (381 – 384 гг., следующий после паломника из Бордо, 333), но Эгерию называют зачинательницей литературного жанра христианских паломничеств, по ее записям изучают раннюю иерусалимскую литургию, глубина интереса и познаний Эгерии вызывают предположения о том, что она была диаконисой или аббатисой и сама проводила литургии.
По заказу паломницы Сильвии Аквитанки (которую некоторые исследователи отождествляют с Эгерией) Руфин Аквилейский, член Елеонской общины, перевел на латынь сочинения святого Климента.
Подражая женщинам, которые «служили Ему имением своим», рядом с апостолом Павлом появляется Фекла, рядом с Руфином Аквилейским на Елеоне - Мелания Старшая, рядом с Иеронимом в Вифлееме - Павла и ее дочь Евстохия… Мелания Старшая и Младшая - римские матроны, вложившие свои состояния в строительство монастырей в Иерусалиме и сподвигшие многих римских вельмож расстаться со своим имуществом для церковного строительства и поддержания монашеского движения. Матрона Пимения строит Имбомон, матрона Икелия - Катизму (вероятно первую богородичную церковь в Иерусалиме, см. ниже), Евфимия Византийка - церковь в Гефсимании, посвященную Троице (возможно, переосвященную в церковь Марии, см. ниже); матрона Васса, подруга август Евдокии и Пульхерии, основала монастырь, посвященный св. Мине[2], церкви и монастыри, построенные Евдокией, по словам Кирилла Скитопольского, невозможно пересчитать и пр. и пр.
Подчеркну, эти женщины не только ктиторы.
Вдова Икелия не только строит Катизму, но и вводит литургическое новшество (см. ниже Катизма).
В период, когда быть поклонником Оригена стало предосудительным («первый оригенистский спор») Мелания Старшая занимает независимую позицию: она дала приют (и лечение) оригенисту Евагрию Понтийскому и помогла монахам, шедшим из Египта в Константинополь, чтобы оправдаться в «оригенизме» и обличить патриарха Александрийского Феофила. Иероним Стридонский, перешедший на антиоригенистскую позицию, клеймит Меланию наравне с Руфином. Эта женщина добилась равноправия!
Императрицу Евдокию во время ее паломничества в Иерусалим и главном мероприятии этого визита - переложении мощей Стефана-первомученика - сопровождает Мелания Младшая, к Мелании же является из Константинополя Петр Ивер (строитель первого грузинского монастыря в Иерусалиме и возможный автор Ареопагитик), которого Мелания знала в его детстве, когда он был почетным заложником при византийском дворе…
В Иерусалиме вокруг опальной августы Евдокии (гречанка и дочь ритора, нам известны ее речи и стихи, из местных находок - надписи в Хаммат-Гадер) складывается общество высокообразованных людей - это один из аргументов за то, что Петр Ивер, вхожий в этот круг, может быть автором Ареопагитик - ключевого для богословия, а также философии и канона иконописи, произведения).
Возвышение роли женщин при византийском дворе[3] выражается в том, что они проявляют себя как богословы и политики (те же августы Пульхерия, чья деятельность была связана с Иерусалимом и Евдокия, жившая, строившая и похороненная в Иерусалиме).

Но вернемся к основной теме - о праздниках и церквях.

Предыдущее





[1] ACCESSING THE VIRGIN: GENDER AND PURITY IN THE PROTEVANGELIUM OF JAMES by LILY VUONG, Hons. B.A., M.A. A Thesis Submitted to the School of Graduate Studies in Partial Fulfilment of Requirements for the Degree Doctor of Philosophy McMaster University, 2010; Ally Kateusz. Mary and Early Christian Women. Hidden Leadership. -Wijngaards Institute for Catholic Research, Rickmansworth, London, 2019
[2] Остатки церкви (капеллы?) Св. Мины включены в сегодняшний армянский кафедральный храм Свв. Иаковов.
[3] Kenneth G. Holum. Theodosian Empresses: Women and Imperial Dominion in Late Antiquity. - University of California Press, 1989 (1982?).