Глобус Иерусалима: ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: F. Христианские праздники: (d) Богородичные праздники и церкви: [c] Культ Богородицы в Иерусалиме: {b} Стациональная литургия, реликвии, иконы

воскресенье, 19 апреля 2020 г.

ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: F. Христианские праздники: (d) Богородичные праздники и церкви: [c] Культ Богородицы в Иерусалиме: {b} Стациональная литургия, реликвии, иконы


Предыдущее



{b} Стациональная литургия, реликвии, иконы


Яркой особенностью иерусалимской литургии, которая повлияла на другие, была ее стациональность - литургия строилась вокруг почитания святых мест.
Стациональная литургия в Риме возникает вокруг гробницы ап. Петра на Ватиканском холме, в Константинополе он строится при помощи реликвий прежде всего из Иерусалима. Там, где нет могилы апостола или мученика, прибегают к обретению реликвий, икон или перенесению мощей. Обретения и положения мощей становятся центральными событиями церковной жизни.
Сведения о древнем иерусалимском богослужении[1] сохранились в армянском и грузинском Лекционариях[2], а в грузинском переводе Иерусалимского Тропология[3] (Древний Иадгари), который содержит тексты богослужений, исследователи находят свидетельства особого почитания Богородицы до Эфесского собора, в рамках регулярных[4] служб, а также праздников Богоявлений и Сретения.
По исторически сложившимся причинам, Сретение не могло занять своего законного места - на Храмовой горе, и литургия при Эгерии, в 380-х гг, совершалась а храме Воскресения: «Сороковой день от Епифании празднуется здесь с большой торжественностью. В этот день бывает процессия в Анастасис и все собираются там на Литургию, которая совершается по определённому правилу... Все пресвитеры, а также епископ проповедуют, толкуя о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм…». В данном случае, храм Гроба Господня принимается за то самое место, где произошло Сретение (о перенесении традиций с Храмовой горы в храм Воскресения отдельно.). Иерусалим располагает множеством мест, связанных со священной историей, но и здесь прибегают к созданию таких мест.
Строго говоря, Сретение - господский праздник, но, по-видимому, не в Иерусалиме: «Из-за некоторых особенностей своего устава в рукописных и печатных Иерусалимских Типиконах Сретение Господне может упоминаться в числе Богородичных праздников» (ПЭ). Споры о статусе праздника ведутся до сих пор…
По данным того же армянского Лекционария, в в. в Иерусалиме существует еще несколько праздников, связанных с событиями жизни Богородицы: Благовещение архангела Гавриила Марии - праздновалось в четвертый день Богоявлений на Елеоне, Встреча Марии с Елизаветой - в третий день на Сионе, позднее (по данным грузинского Лекционария) - в Эйн-Кареме, при этом праздник посвящался Елизавете.
В Армянском Лекционарии упомянут праздник в честь Девы Марии в Катизме 15 августа. Принято, что это самое раннее свидетельство о существовании собственно богородичного праздника, отдельного от почитания Богородицы в рамках циклов Богоявлений и Рождества.
Из Грузинского Лекционария известно, что позже в этот день отмечают Успение Богородицы в Гефсимании, дата праздника в Катизме передвинулась на 13 августа. Успение Богородицы, вне всякого сомнения, собственно богородичный праздник, к тому же он связан с определенным (апокрифами) местом в Иерусалиме.

Споры идут о первенстве: какой из праздников и какая из церквей возникли раньше. В этой связи интересен прежде всего не результат, а тот круг вопросов, который обеспечивает аргументацию. Но прежде чем перейти к церквям, очень кратко об историческом фоне.