Предыдущее
{b} Стациональная литургия, реликвии, иконы
Яркой
особенностью иерусалимской литургии, которая повлияла на другие, была ее
стациональность - литургия строилась вокруг почитания святых мест.
Стациональная литургия в Риме возникает вокруг гробницы ап. Петра на
Ватиканском холме, в Константинополе он строится при помощи реликвий прежде
всего из Иерусалима. Там, где нет могилы апостола или мученика, прибегают к обретению
реликвий, икон или перенесению мощей. Обретения и положения мощей становятся центральными
событиями церковной жизни.
Сведения о
древнем иерусалимском богослужении[1] сохранились в армянском и грузинском
Лекционариях[2], а в грузинском переводе Иерусалимского
Тропология[3] (Древний Иадгари), который содержит тексты
богослужений, исследователи находят свидетельства особого почитания Богородицы
до Эфесского собора, в рамках регулярных[4] служб, а также праздников Богоявлений и
Сретения.
По исторически
сложившимся причинам, Сретение не могло занять своего законного места - на
Храмовой горе, и литургия при Эгерии, в 380-х гг, совершалась
а храме Воскресения: «Сороковой день от Епифании празднуется здесь
с большой торжественностью. В этот день бывает процессия в Анастасис и все
собираются там на Литургию, которая совершается по определённому правилу... Все
пресвитеры, а также епископ проповедуют, толкуя о том месте Евангелия,
где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм…». В данном случае, храм Гроба Господня
принимается за то самое место, где произошло Сретение (о перенесении
традиций с Храмовой горы в храм Воскресения отдельно.). Иерусалим располагает
множеством мест, связанных со священной историей, но и здесь прибегают к
созданию таких мест.
Строго говоря, Сретение - господский праздник,
но, по-видимому, не в Иерусалиме: «Из-за некоторых особенностей своего
устава в рукописных и печатных Иерусалимских Типиконах Сретение Господне может
упоминаться в числе Богородичных праздников» (ПЭ). Споры о статусе
праздника ведутся до сих пор…
В Армянском Лекционарии упомянут праздник в честь Девы Марии в Катизме
15 августа. Принято, что это самое раннее свидетельство о существовании
собственно богородичного праздника, отдельного от почитания Богородицы в рамках
циклов Богоявлений и Рождества.
Из Грузинского Лекционария известно, что позже в этот день отмечают
Успение Богородицы в Гефсимании, дата праздника в Катизме передвинулась на 13
августа. Успение Богородицы, вне всякого сомнения, собственно богородичный
праздник, к тому же он связан с определенным (апокрифами) местом в Иерусалиме.
Споры идут о первенстве: какой из праздников и какая из церквей
возникли раньше. В этой связи интересен прежде всего не результат, а тот круг
вопросов, который обеспечивает аргументацию. Но прежде чем перейти к церквям,
очень кратко об историческом фоне.