Предыдущее
{c} Патриарх Иерусалима
В любом случае, возникновение богородичных церквей и праздников относят к V в. - периоду разнообразия традиций, непримиримых богословских споров и политических интриг.
Все возможные даты появления обеих церквей и праздников приходятся на
время, когда иерусалимскую
кафедру занимал Ювеналий (420-458 гг.[1], с перерывом на правление антихалкидонита
Феодосия в 451-453 - «двадцать месяцев»), он сумел повысить престиж
Иерусалима (и свой собственный), добившись признания своей апостольской кафедры
патриархатом (а не епископатом), и став первым Иерусалимским патриархом (в 451),
больше известен как умелый политик, а не как последовательный богослов.
Предыстория
вопроса. До признания христианства разрешенной религией (см. гонения) уже
сложилась определенная иерархия церкви. Главенствующими считались апостольские
кафедры, то есть кафедры в тех местах, где проповедовали апостолы: Александрия
в Египте (Лука, Марк, а также ученики апостола Павла), Рим –
единственная кафедра Запада (от Петра и Павла, Петр считается первым римским
папой) и Антиохия в Сирии (Варнава, центр апостольской миссии Павла и
др.). Области влияния этих кафедр совпадали с административным делением
империи.
Константинопольская кафедра появляется после того, как Константин отстраивает город и делает его
столицей империи. Иерусалимская кафедра в IV в. подчинена Кесарийской. Решением I Вселенского собора (325) уравнивалось значение кафедр Кесарии и
Элии. В следующем году городу возвращается название Иерусалим. Начавшееся
паломничество не только возвысило, но и обогатило Иерусалимскую кафедру,
епископы которой вступают в борьбу за первенство с Кесарийской. Только в 80-х
гг. IV в. Иерусалим окончательно вышел из подчинения кафедре Кесарии
Палестинской – как отмечают, благодаря авторитету Кирилла Иерусалимского,
однако центром богословских баталий Иерусалим стал впервые в связи с первым
оригенистским спором (отдельная история.).
Ювеналий на Эфесском соборе (431) проявляет себя ярым борцом против
несторианства и умелым политиком. Иерусалимская епархия начинает расширяться за
счет антиохийской. В борьбе за раздел собственности важным аргументом была
«чистота веры». Так, участие Ювеналия в «разбойничьем соборе» (449) привело к
тому, что скомпрометированный епископ умерил свои аппетиты и на Халкидонском
соборе (451) возвратил Антиохийскому Финикию и Аравию, а сам удовольствовался
тремя Палестинами. Ювеналий теперь вынужден отгородиться от монофизитов, его
бывших соратников, его обвиняют в том, что он продал веру за патриаршество,
после Халкидона его не желают видеть в Иерусалиме, он возвращается туда при
помощи военной силы. Таким образом появляется пятый патриархат (по Болотову).
Разбойничий
собор
При Константинопольском
патриархе Флавиане (446 – 449) с новым учением выступил архимандрит Евтихий (ок.
378 – после 454), который считал себя истинным продолжателем св. Кирилла
Александрийского и апеллировал к формуле Кирилла (единая природа Бога-Слова
воплощенная[2]). Кирилла уже не было
в живых, его преемником стал его племянник Диоскор (с 444).
Когда Константинопольский епископ Флавиан осудил учение Евтихия на
поместном соборе в Константинополе в 448 г. как еретическое, Евтихий
обратился за поддержкой к Диоскору Александрийскому, а Диоскор - к Феодосию II[3]. Феодосий
созывает собор под руководством Диоскора. Папа Лев I (440–461) не намерен покидать Рим в
трудные времена[4] и отправляет
письма, важнейшее (его назовут «томасом Льва») - Константинопольскому епископу
Флавиану, в письме осуждается учение Евтихия. Собор 449 г. в Эфесе
(повторю: созванный Феодосием) поддержал Евтихия и низложил Флавиана,
посланникам папы не дали слова. Наш Ювеналий проявил себя как ярый сторонник
Диоскора.
Евтихий был настоятелем монастыря под Константинополем. Его позицию
приписывают неумеренному рвению в борьбе против Нестория (оппонента,
побежденного Кириллом Александрийским на Эфесском соборе 431 г.). Евтихия
называют заурядным еретиком-экстремистом, а влияние объясняют не столько
его позицией, сколько связями с его крестником, Хрисафием, всесильным министром
императора Феодосия. Оценка позиции участников победившим постфактум направлением:
император Феодосий не понимал, Евтихий - заурядный экстремист, Диоскора
ввел в заблуждение Евтихий, всех антихалкидонитов причислили к монофизитам,
или евтихианцам. Кирилл остался Отцом Церкви.
Антихалкидониты вскоре отреклись от Евтихия[5], признав его
еретиком, который ввел в заблуждение Диоскора (последнего почитали как мученика). Но критика Евтихия в
письме папы воспринималась как выступление против Александрийской кафедры. Еще
раз расклад сил: император Феодосий и Лев (Римская кафедра) поддерживает
Константинопольского епископа Флавиана против Евтихия, которого
поддерживает Диоскор Александрийский, защищая учение Кирилла.
В итоге мы видим непримиримую и кровавую борьбу двух партий, считающих
себя последователями одного и того же богословского направления.
На Халкидонском
соборе, созванном уже Макианом (и Пульхерией), евтихианство было осуждено,
Диоскор низложен, Ювеналий отрекся от Диоскора.
Феофан Византиец:
«…монах Феодосий, муж погибельный, тотчас после Халкидонского собора
отправился в Иерусалим, и узнав, что василисса Евдокия расположена к Диоскору,
низложенному собором, начал громко кричать против собора, обвиняя его в
ниспровержении Православной веры, чем привлек на свою сторону василиссу и
монахов, и своими скверными руками, варварским образом присвоил
священнодейственную власть, причем помогали ему люди самой Евдокии, и
рукополагал в городе новых епископов, когда настоящие епископы не возвратились
еще с собора. Он выгнал из города <…>, поднял гонение против всех, не
сообщавшихся с ним, некоторых мучил, иных лишил имения, дома других предал
огню, так что казалось город только что взят был варварами. <…> Целых
двадцать месяцев занимал Иерусалимский престол погибельный Феодосий, пока не
узнал о том император Маркиан и не приказал схватить его. Но этот беглец
скрылся на Синайскую гору. По устранении его и рукоположенных им, Ювеналий
опять занял свой престол».
Евагрий
Схоластик: «Теперь к сему Феодосию обратились многие палестинские города и
просили рукоположить им епископов, в числе которых был иберийский уроженец Петр,
удостоенный управлять кормилом епископства в так называемой Маиуме — городе,
лежащем близ Газы. Узнав об этом, Маркиан прежде всего приказал привести к себе
в столицу Феодосия; потом послал Ювеналия поправить сделанное и повелел ему
изгнать всех рукоположенных Феодосием. Итак, когда Ювеналий прибыл, — та и
другая сторона, действуя по внушению раздраженного чувства, подали повод ко
многим горестным событиям».
Ко времени
возвращения Ювеналия с войсками относят первое упоминание церкви Марии в
Гефсимании (см.), где собрались антихалкидониты. Ювеналий с благословения
центральной власти развернул ответные репрессии (однако последние
антихалкидониты были изгнаны через двадцать (пять) лет, среди них - Геронтий[6], управлявший монастырями Мелании сорок (пять)
лет). Из рукоположенных Феодосием единственный, оставшийся на своем месте, - епископ
Майюмы (гавань Газы) Петр Ивер, при этом одни источники говорят, что ему
покровительствовала Евдокия, а другие - что Пульхерия.
Василисса, о
которой идет речь у Феофана, - августа Едокия, которая оказалась в ссылке в Иерусалиме
из-за происков Пульхерии. Партия Евдокии и партия Пульхерии - еще и так
обозначают стороны противостояния по поводу Халкидона. Это противостояние,
используя богословские термины, при ближайшем рассмотрении оказывается также
борьбой амбиций, противостоянием политическим или личным.
Кирилл
Скифопольский сообщает о благодеяниях Евдокии городу (речь идет о
строительстве) и о том, что Евдокия не общалась с Ювеналием, на «путь истинный»
в конце жизни (ум. 460) ее вернули наставления Евфимия и несчастья в семье.
Умиротворением
Палестины занимались император Маркиан, августа Пульхерия, папа Лев, чей томос[7], принятый на Халкидонском соборе[8], собственно, и раздул пожар, что добавило
движению еще одну линию противостояния: Восток - Запад.
Накал этой борьбы
можно проиллюстрировать такой картинкой из Александрии (Египет), относящейся к 457 г., когда умер император Маврикий и начались очередные беспорядки: «…когда Дионисий[9] с величайшей
поспешностью прибыл в город, к чему побудили его случившиеся злодейства, и
старался угасить пламень произошедшего возмущения, – и некоторые
александрийцы, будучи подучены Тимофеем[10] <…> напали на Протерия[11] и умертвили его,
пронзив ему чрево мечом в минуту его бегства в святую крещальницу; потом
обвязали его веревкой и, повесив на так называемом четверостолпии, всем
показывали с насмешками и воплями: убит Протерий; а наконец, влачив его тело по
всему городу, предали огню, и даже, подобно диким зверям, не усомнились
пожирать его внутренности».[12]
События происходят примерно в то время, когда Икелия и Феодосий строят Кафизму.
Иерусалим стал
одним из центров антихалкидонизма и в этом отношении был тесно связан с Египтом.
Так, одним двух епископов, рукоположивших Тимофея Элура, был Петр Ивер. Как
сторонник Халкидонского
Собора Илья (будущий патриарх Иерусалима) был изгнан из Египта Тимофеем Элуром
в 457 г. Он прибыл в Палестину вместе с Мартирием
(патриарх Иерусалима, до Ильи), первым их местом жительства была лавра
Евфимия.
Стоит вспомнить,
что империя (пройдя через «императорские ереси», призванные примирить граждан),
как и Иерусалим, «вернулись к православию» уже в правление Юстиниана.
То, что культ
Богородицы в Иерусалиме - заслуга Ювеналия, выводят из упоминания епископа, а
затем патриарха Иерусалимского в связи с почитанием Богородицы в более поздних
источниках: Истории Евфимия[13], Плерофориях Руфа[14] (VI в.) и в Панегирике
Макария епископа Ткоа (VI
в.). Объясняя, почему Ювеналия стараются не упоминать представители различных
богословских направлений, Дервас Читти замечает: «Создается такое
впечатление, будто аристократическое монашеское сообщество относилось к
Ювеналию как к парвеню».
Замечу, что к середине V в. нет уже ни Руфина
Аквилейского (ум. ок. 410), ни Мелании Младшей (ум. 439), ни многих других,
зато есть уже ссыльная (с 443 в Иерусалиме) августа и уже вдова (с 450)
императора Феодосия II - Евдокия (ум. в 460) со своим окружением, есть Петр
Ивер (который уже построил монастырь возле башни Давида, он вскоре
отправится в Майюму, а затем в Египет на 20 лет), есть матрона Васса, к которой
обращается в письмах Пульхерия (ум. в 453, император Маркиан - в 457) как к
главе иерусалимских монашенок, не истощились ктиторы (вдова Икелия, та же
Васса, Евдокия и пр.), есть подвижники (Геронтий, поставленный Меланией
управлять ее монастырями на Елеонской горе, в Иудейской пустыне - Евфимий (ум.
в 473), вскоре явится Феодосий (424 - 529) и пр.).
Р. Авнер,
возглавившая раскопки Кафизмы, предполагает, что Ювеналий основал не только
Катизму, но также церкви Марии на Пробатике и Марии в Гефсимании - обе позже
Кафизмы.
[1] Кирилл Скифопольский пишет: «архиепископ Ювеналий, исполнив сорок четвертый год в патриаршестве,
скончался» (Житие Евфимия).
[2] Сегодня этой формуле подыскивают другого автора и в принципе
объясняют, что Кирилл вкладывал в нее содержание, отличное от монофизитского
(см., например, Лурье, 2006). Армяне, доказывая свое православие, ссылаются
именно на то, что они исповедуют формулу святого Кирилла.
[3] При Феодосии, в 431 г. состоялся III Вселенский собор, Эфесский,
победителем на котором был Кирилл – против Нестория, организацию этого
собора приписывают Пульхерии, ее вражда с Несторием очень похожа на отношения
Евдоксии и Златоуста.
[4] События 451 г.: май - Аварайрская битва (см.), завершившая
разгром антисасанидского восстания против насильственного насаждения маздеизма
в Армении, Алвании и Иверии; поход Аттилы на Западную Римскую
империю, вторая половина июня — Битва на Каталаунских полях;
октябрь — Халкидонский собор.
Папа Лев активно участвовал не только в
церковной жизни, так, отмечается, что его роль в переговорах с Аттилой в
452 г., с предводителем вандалов Гезерихом – в 455 г.
[5] В принципе антихалкидонское движение нельзя уравнивать с
монофизитством, оно было намного шире. Так, Руф (автор Жития Ивера), которого
считают монофизитом, называет учение Евтихия ересью.
[6] Геронтий написал Житие Мелании.
[7] Послание папы римского Льва I к Флавиану, архиепископу
Константинопольскому против ереси Евтихия. В нем было изложено учение о двух
природах Иисуса Христа, божественной и человеческой.
[8] Руф порицает Ювеналия, который предпочел долю Иуды, подписав Томос
Льва, при том, что перед Собором в присутствии духовенства и монахов он говорил
о папе и его послании: «Это еврей», «Это мнение Симона Мага » и «Согласный на
такое заслуживает быть обрезанным" (ЖИ, § 76). с именем Симона Волхва (Деян. 8:9—24) связано слово симония – продажность
и продажа званий и места духовенства; святокупство (Толковый словарь Даля).
[9] Дионисий, губернатор Александрии.
[10] Тимофей Элур, антихалкидонит, рукоположен эпископом Александрии своими сторонниками. В это время в Александрии два епископа.
[11] Протерий - законно поставленный епископ, занявший Александрийскую
каферду вместо изгнанного Диоскора.
[12] См. также Феофана Византийца.
[13] «В сохранившихся фрагментах «Истории Евфимия», вероятно созданной в
Палестине в VI в., сообщается, что во время Халкидонского Собора имп.
Пульхерия обратилась к И., чтобы получить мощи Богородицы из Иерусалима и
положить их в только что построенном храме Успения во Влахернах в К-поле. И.
ответил, что св. тело Богородицы было вознесено на небо на 3-й день после Ее
Успения, а Ее св. гроб доныне почитается в Иерусалиме. Вскоре И. отправил св.
гроб Богородицы в К-поль» (ПЭ).
[14] Трактат Плерофории, или Осуждения: свидетельства и доказательства
против Халкидонского собора. Иоанн Руф, антихалкидонит, автор Жития Петра Ивера.
Сменил Ивера на кафедре Майумы.
Предыдущее
Следующее