Глобус Иерусалима: ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: F. Христианские праздники: (d) Богородичные праздники и церкви: [c] Культ Богородицы в Иерусалиме: {c} Патриарх Иерусалима

среда, 22 апреля 2020 г.

ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: F. Христианские праздники: (d) Богородичные праздники и церкви: [c] Культ Богородицы в Иерусалиме: {c} Патриарх Иерусалима


Предыдущее

{c} Патриарх Иерусалима

В любом случае, возникновение богородичных церквей и праздников относят к в. - периоду разнообразия традиций, непримиримых богословских споров и политических интриг.

Все возможные даты появления обеих церквей и праздников приходятся на время, когда иерусалимскую кафедру занимал Ювеналий (420-458 гг.[1], с перерывом на правление антихалкидонита Феодосия в 451-453 - «двадцать месяцев»), он сумел повысить престиж Иерусалима (и свой собственный), добившись признания своей апостольской кафедры патриархатом (а не епископатом), и став первым Иерусалимским патриархом (в 451), больше известен как умелый политик, а не как последовательный богослов.
Предыстория вопроса. До признания христианства разрешенной религией (см. гонения) уже сложилась определенная иерархия церкви. Главенствующими считались апостольские кафедры, то есть кафедры в тех местах, где проповедовали апостолы: Александрия в Египте (Лука, Марк, а также ученики апостола Павла), Рим – единственная кафедра Запада (от Петра и Павла, Петр считается первым римским папой) и Антиохия в Сирии (Варнава, центр апостольской миссии Павла и др.). Области влияния этих кафедр совпадали с административным делением империи.
Константинопольская кафедра появляется после того, как Константин отстраивает город и делает его столицей империи. Иерусалимская кафедра в IV в. подчинена Кесарийской. Решением I Вселенского собора (325) уравнивалось значение кафедр Кесарии и Элии. В следующем году городу возвращается название Иерусалим. Начавшееся паломничество не только возвысило, но и обогатило Иерусалимскую кафедру, епископы которой вступают в борьбу за первенство с Кесарийской. Только в 80-х гг. IV в. Иерусалим окончательно вышел из подчинения кафедре Кесарии Палестинской – как отмечают, благодаря авторитету Кирилла Иерусалимского, однако центром богословских баталий Иерусалим стал впервые в связи с первым оригенистским спором (отдельная история.).
Ювеналий на Эфесском соборе (431) проявляет себя ярым борцом против несторианства и умелым политиком. Иерусалимская епархия начинает расширяться за счет антиохийской. В борьбе за раздел собственности важным аргументом была «чистота веры». Так, участие Ювеналия в «разбойничьем соборе» (449) привело к тому, что скомпрометированный епископ умерил свои аппетиты и на Халкидонском соборе (451) возвратил Антиохийскому Финикию и Аравию, а сам удовольствовался тремя Палестинами. Ювеналий теперь вынужден отгородиться от монофизитов, его бывших соратников, его обвиняют в том, что он продал веру за патриаршество, после Халкидона его не желают видеть в Иерусалиме, он возвращается туда при помощи военной силы. Таким образом появляется пятый патриархат (по Болотову).
Разбойничий собор
При Константинопольском патриархе Флавиане (446 – 449) с новым учением выступил архимандрит Евтихий (ок. 378 – после 454), который считал себя истинным продолжателем св. Кирилла Александрийского и апеллировал к формуле Кирилла (единая природа Бога-Слова воплощенная[2]). Кирилла уже не было в живых, его преемником стал его племянник Диоскор (с 444).
Когда Константинопольский епископ Флавиан осудил учение Евтихия на поместном соборе в Константинополе в 448 г. как еретическое, Евтихий обратился за поддержкой к Диоскору Александрийскому, а Диоскор - к Феодосию II[3]. Феодосий созывает собор под руководством Диоскора. Папа Лев I (440–461) не намерен покидать Рим в трудные времена[4] и отправляет письма, важнейшее (его назовут «томасом Льва») - Константинопольскому епископу Флавиану, в письме осуждается учение Евтихия. Собор 449 г. в Эфесе (повторю: созванный Феодосием) поддержал Евтихия и низложил Флавиана, посланникам папы не дали слова. Наш Ювеналий проявил себя как ярый сторонник Диоскора.
Евтихий был настоятелем монастыря под Константинополем. Его позицию приписывают неумеренному рвению в борьбе против Нестория (оппонента, побежденного Кириллом Александрийским на Эфесском соборе 431 г.). Евтихия называют заурядным еретиком-экстремистом, а влияние объясняют не столько его позицией, сколько связями с его крестником, Хрисафием, всесильным министром императора Феодосия. Оценка позиции участников победившим постфактум направлением: император Феодосий не понимал, Евтихий - заурядный экстремист, Диоскора ввел в заблуждение Евтихий, всех антихалкидонитов причислили к монофизитам, или евтихианцам. Кирилл остался Отцом Церкви.
Антихалкидониты вскоре отреклись от Евтихия[5], признав его еретиком, который ввел в заблуждение Диоскора (последнего почитали как мученика). Но критика Евтихия в письме папы воспринималась как выступление против Александрийской кафедры. Еще раз расклад сил: император Феодосий и Лев (Римская кафедра) поддерживает Константинопольского епископа Флавиана против Евтихия, которого поддерживает Диоскор Александрийский, защищая учение Кирилла.
В итоге мы видим непримиримую и кровавую борьбу двух партий, считающих себя последователями одного и того же богословского направления.
На Халкидонском соборе, созванном уже Макианом (и Пульхерией), евтихианство было осуждено, Диоскор низложен, Ювеналий отрекся от Диоскора.
Феофан Византиец: «…монах Феодосий, муж погибельный, тотчас после Халкидонского собора отправился в Иерусалим, и узнав, что василисса Евдокия расположена к Диоскору, низложенному собором, начал громко кричать против собора, обвиняя его в ниспровержении Православной веры, чем привлек на свою сторону василиссу и монахов, и своими скверными руками, варварским образом присвоил священнодейственную власть, причем помогали ему люди самой Евдокии, и рукополагал в городе новых епископов, когда настоящие епископы не возвратились еще с собора. Он выгнал из города <…>, поднял гонение против всех, не сообщавшихся с ним, некоторых мучил, иных лишил имения, дома других предал огню, так что казалось город только что взят был варварами. <…> Целых двадцать месяцев занимал Иерусалимский престол погибельный Феодосий, пока не узнал о том император Маркиан и не приказал схватить его. Но этот беглец скрылся на Синайскую гору. По устранении его и рукоположенных им, Ювеналий опять занял свой престол».
Евагрий Схоластик: «Теперь к сему Феодосию обратились многие палестинские города и просили рукоположить им епископов, в числе которых был иберийский уроженец Петр, удостоенный управлять кормилом епископства в так называемой Маиуме — городе, лежащем близ Газы. Узнав об этом, Маркиан прежде всего приказал привести к себе в столицу Феодосия; потом послал Ювеналия поправить сделанное и повелел ему изгнать всех рукоположенных Феодосием. Итак, когда Ювеналий прибыл, — та и другая сторона, действуя по внушению раздраженного чувства, подали повод ко многим горестным событиям».

Ко времени возвращения Ювеналия с войсками относят первое упоминание церкви Марии в Гефсимании (см.), где собрались антихалкидониты. Ювеналий с благословения центральной власти развернул ответные репрессии (однако последние антихалкидониты были изгнаны через двадцать (пять) лет, среди них - Геронтий[6], управлявший монастырями Мелании сорок (пять) лет). Из рукоположенных Феодосием единственный, оставшийся на своем месте, - епископ Майюмы (гавань Газы) Петр Ивер, при этом одни источники говорят, что ему покровительствовала Евдокия, а другие - что Пульхерия.
Василисса, о которой идет речь у Феофана, - августа Едокия, которая оказалась в ссылке в Иерусалиме из-за происков Пульхерии. Партия Евдокии и партия Пульхерии - еще и так обозначают стороны противостояния по поводу Халкидона. Это противостояние, используя богословские термины, при ближайшем рассмотрении оказывается также борьбой амбиций, противостоянием политическим или личным.
Кирилл Скифопольский сообщает о благодеяниях Евдокии городу (речь идет о строительстве) и о том, что Евдокия не общалась с Ювеналием, на «путь истинный» в конце жизни (ум. 460) ее вернули наставления Евфимия и несчастья в семье.
Умиротворением Палестины занимались император Маркиан, августа Пульхерия, папа Лев, чей томос[7], принятый на Халкидонском соборе[8], собственно, и раздул пожар, что добавило движению еще одну линию противостояния: Восток - Запад.

Накал этой борьбы можно проиллюстрировать такой картинкой из Александрии (Египет), относящейся к 457 г.,  когда умер император Маврикий и начались очередные беспорядки: «…когда Дионисий[9] с величайшей поспешностью прибыл в город, к чему побудили его случившиеся злодейства, и старался угасить пламень произошедшего возмущения, – и некоторые александрийцы, будучи подучены Тимофеем[10] <…> напали на Протерия[11] и умертвили его, пронзив ему чрево мечом в минуту его бегства в святую крещальницу; потом обвязали его веревкой и, повесив на так называемом четверостолпии, всем показывали с насмешками и воплями: убит Протерий; а наконец, влачив его тело по всему городу, предали огню, и даже, подобно диким зверям, не усомнились пожирать его внутренности».[12]
События происходят примерно в то время, когда Икелия и Феодосий строят Кафизму.

Иерусалим стал одним из центров антихалкидонизма и в этом отношении был тесно связан с Египтом. Так, одним двух епископов, рукоположивших Тимофея Элура, был Петр Ивер. Как сторонник Халкидонского Собора Илья (будущий патриарх Иерусалима) был изгнан из Египта Тимофеем Элуром в 457 г. Он прибыл в Палестину вместе с Мартирием (патриарх Иерусалима, до Ильи), первым их местом жительства была лавра Евфимия.
Стоит вспомнить, что империя (пройдя через «императорские ереси», призванные примирить граждан), как и Иерусалим, «вернулись к православию» уже в правление Юстиниана.

То, что культ Богородицы в Иерусалиме - заслуга Ювеналия, выводят из упоминания епископа, а затем патриарха Иерусалимского в связи с почитанием Богородицы в более поздних источниках: Истории Евфимия[13], Плерофориях Руфа[14] (VI в.) и в Панегирике Макария епископа Ткоа (VI в.). Объясняя, почему Ювеналия стараются не упоминать представители различных богословских направлений, Дервас Читти замечает: «Создается такое впечатление, будто аристократическое монашеское сообщество относилось к Ювеналию как к парвеню».
Замечу, что к середине в. нет уже ни Руфина Аквилейского (ум. ок. 410), ни Мелании Младшей (ум. 439), ни многих других, зато есть уже ссыльная (с 443 в Иерусалиме) августа и уже вдова (с 450) императора Феодосия II - Евдокия (ум. в 460) со своим окружением, есть Петр Ивер (который уже построил монастырь возле башни Давида, он вскоре отправится в Майюму, а затем в Египет на 20 лет), есть матрона Васса, к которой обращается в письмах Пульхерия (ум. в 453, император Маркиан - в 457) как к главе иерусалимских монашенок, не истощились ктиторы (вдова Икелия, та же Васса, Евдокия и пр.), есть подвижники (Геронтий, поставленный Меланией управлять ее монастырями на Елеонской горе, в Иудейской пустыне - Евфимий (ум. в 473), вскоре явится Феодосий (424 - 529) и пр.).

Р. Авнер, возглавившая раскопки Кафизмы, предполагает, что Ювеналий основал не только Катизму, но также церкви Марии на Пробатике и Марии в Гефсимании - обе позже Кафизмы.



[1] Кирилл Скифопольский пишет: «архиепископ Ювеналий, исполнив сорок четвертый год в патриаршестве, скончался» (Житие Евфимия).
[2] Сегодня этой формуле подыскивают другого автора и в принципе объясняют, что Кирилл вкладывал в нее содержание, отличное от монофизитского (см., например, Лурье, 2006). Армяне, доказывая свое православие, ссылаются именно на то, что они исповедуют формулу святого Кирилла.
[3] При Феодосии, в 431 г. состоялся III Вселенский собор, Эфесский, победителем на котором был Кирилл – против Нестория, организацию этого собора приписывают Пульхерии, ее вражда с Несторием очень похожа на отношения Евдоксии и Златоуста.
[4] События 451 г.: май - Аварайрская битва (см.), завершившая разгром антисасанидского восстания против насильственного насаждения маздеизма в Армении, Алвании и Иверии; поход Аттилы на Западную Римскую империю, вторая половина июня — Битва на Каталаунских полях; октябрь — Халкидонский собор.
Папа Лев активно участвовал не только в церковной жизни, так, отмечается, что его роль в переговорах с Аттилой в 452 г., с предводителем вандалов Гезерихом – в 455 г.
[5] В принципе антихалкидонское движение нельзя уравнивать с монофизитством, оно было намного шире. Так, Руф (автор Жития Ивера), которого считают монофизитом, называет учение Евтихия ересью. 
[6] Геронтий написал Житие Мелании.
[7] Послание папы римского Льва I к Флавиану, архиепископу Константинопольскому против ереси Евтихия. В нем было изложено учение о двух природах Иисуса Христа, божественной и человеческой.
[8] Руф порицает Ювеналия, который предпочел долю Иуды, подписав Томос Льва, при том, что перед Собором в присутствии духовенства и монахов он говорил о папе и его послании: «Это еврей», «Это мнение Симона Мага » и «Согласный на такое заслуживает быть обрезанным" (ЖИ, § 76). с именем Симона Волхва  (Деян. 8:9—24) связано слово симония – продажность и продажа званий и места духовенства; святокупство (Толковый словарь Даля).
[9] Дионисий, губернатор Александрии.
[10] Тимофей Элур, антихалкидонит, рукоположен эпископом Александрии своими сторонниками.  В это время в Александрии два епископа.
[11] Протерий - законно поставленный епископ, занявший Александрийскую каферду вместо изгнанного Диоскора.
[12] См. также Феофана Византийца.
[13] «В сохранившихся фрагментах «Истории Евфимия», вероятно созданной в Палестине в VI в., сообщается, что во время Халкидонского Собора имп. Пульхерия обратилась к И., чтобы получить мощи Богородицы из Иерусалима и положить их в только что построенном храме Успения во Влахернах в К-поле. И. ответил, что св. тело Богородицы было вознесено на небо на 3-й день после Ее Успения, а Ее св. гроб доныне почитается в Иерусалиме. Вскоре И. отправил св. гроб Богородицы в К-поль» (ПЭ).
[14] Трактат Плерофории, или Осуждения: свидетельства и доказательства против Халкидонского собора. Иоанн Руф, антихалкидонит, автор Жития Петра Ивера. Сменил Ивера на кафедре Майумы.


Предыдущее


Следующее