Глобус Иерусалима: Византийская фреска в Никольском иерусалимском монастыре

суббота, 30 мая 2020 г.

Византийская фреска в Никольском иерусалимском монастыре


Из археологического отчета[1]: «Во время разового посещения южной апсиды, которое стало возможным во время раскопок, местное духовенство сообщило археологам, что часть фрески, изображающей жизнь святого Николая, была обнаружена несколько лет назад на южной стене, когда несколько слоев штукатурки, накопившихся за последние десятилетия или века, были удалены со стен апсиды. Картина занимает большую часть стены и сохранилась до карниза, от которого начинается купол апсиды. Первоначально фреска, вероятно, продолжалась и на куполе. Поверхность фрески и слой штукатурки под ней преднамеренно изрыты сколами - для нанесения следующих слоев штукатурки. Фреска разделена на четыре отдельные панели, обрамленные красными рамками: на верхней левой панели изображен Николай, проводящий службу; в правой верхней части: Николая рукополагают во епископа; в левом нижнем углу: Николай освобождает трех военачальников из заключения по ложным обвинениям; на нижней правой панели: Николай спасает от казни трех невинных граждан».
Иконографию считают византийской, отражающей византийские житийные и иконописные традиции, сравнивают с иконой XII в. из синайского монастыря Св. Екатерины, предположительно датируют периодом крестоносцев.



Фреска в Никольском

Синайская икона
Клейма на иконе (слева направо): 1. Рождество св. Николая. 2. Приведение во учение. 3. Поставление в диаконы. 4. Поставление в иереи. 5. Литургия св. Николая. 6. Чудо о корабельниках. 7. Три военачальника в темнице. 8. Явление свт. Николая во сне епарху Евлавию 9.Явление свт. Николая во сне царю Константину. 10. Три военачальника перед царем Константином. 11. Три военачальника благодарят свт. Николая. 12. Посечение древа. 13. Избавление Василия от сарацин. 14. Возвращение Василия домой. 15. Спасение трех мужей от казни. 16. Преставление свт. Николая
Итак, вероятней всего, иерусалимская церковь Св. Николая была расписана в период, когда ей владели грузины (начиная с Салах ад-Дина, по предположению Д. Прингла, т. е. с 80-х XII в.).

Напомню, что монастырь св. Екатерины на Синае - место грузинского присутствия и грузинской литературной школы, тесно связанной с иерусалимским Крестовым монастырем. К тому же фрески из Никольского монастыря хорошо бы сравнить с сохранившимися на территории Грузии. Например, в монастыре Николая Чудотворца в Кинцвиси в церкви Св. Николая «представлен самый ранний из сохранившихся в груз. искусстве житийных циклов свт. Николая. Большое количество сцен и их размещение в основном объеме храма (в центральных сводах и на стенах зап. рукава, а также в межрукавных пространствах) связаны с посвящением кафоликона свт. Николаю <…>. Роспись сохранилась плохо, большинство сцен погибло, однако принцип их распределения достаточно ясен. По мнению специалистов, изначально в храме было представлено не менее 20 сцен из Жития свт. Николая. Читаются «Крещение свт. Николая», «Рукоположение в священнический сан», «Низвержение идолов», «Свт. Николай спасает от казни трех воинов, невинно осужденных», «Спасение троих детей», «Чудо на море», «Благодарение троих воинов за спасение» (?), «Явление свт. Николая имп. Константину I Великому во сне» и др.» (ПЭ, Кинцвиси, автор статьи Б. Кудава).
Кафоликон Николая Чудотворца - одна из трех церквей на территории монастыря, и не самая ранняя, - датируют началом XIII в. На фресках изображены ктиторы: царь Грузии Георгий III, его дочь царица Тамар, ее сына царевич Георгий IV Лаша, а также мцигнобартухуцеси (первый везир) еп. Чкондидский Антон… Вот здесь я обнаружила иерусалимский след!




Автор фотографий: zavar-vera

Портреты ктиторов под кинцвисским ангелом, можно различить Георгия и Тамар


«На южной стене с моделью храма в руках изображен ктитор, еп. Чкондидский Антон (Глонистависдзе), предстоящий поясному образу свт. Николая, которого первый везир особо почитал. Считается, что он принял непосредственное участие в посвящении кафоликона святителю. Объяснение этому находят в биографии мцигнобартухуцеси: когда еп. Антон подвергся несправедливому притеснению со стороны католикоса-патриарха всей Грузии Михаила IV (Мирианисдзе) (1178-1187), был созван церковный Собор, на который из Иерусалима был приглашен бывший католикос-патриарх Грузии Николай I (Гулаберисдзе) (50-е гг. XII в.) (его небесный покровитель - свт. Николай), и благодаря его авторитету еп. Антон был оправдан» (ПЭ). Период патриаршества Гулаберидзе указывают с 1150 г. по 1178.
В Иерусалиме Николай Гулаберидзе провел шесть лет (1177/8 -1184) и вернулся в Грузию после смерти Георгия III, по приглашению его дочери царицы Тамар. В синодике Крестового монастыря в Иерусалиме сохранилась запись о том, что Николай выкупил виноградники у иерусалимского короля Балдуина IV, а также пожертвовал еще многое, что было отражено в составленном им и несохранившемся письме (ПЭ, ГПЦ).

И еще: «На протяжении XIV-XV вв. этими землями, получившими название княжества Сацициано, владел княжеский род Панаскертели-Цицишвили» (ПЭ). Панаскертели-Цицишвили - среди ктиторов иерусалимского монастыря Св. Екатерины (отдельно), являвшегося метохом синайского монастыря Св. Екатерины.

Израильские археологи надеются: «Если будет предоставлено разрешение на доступ к великолепной росписи церкви, дальнейшее исследование позволит сделать более точные выводы» (Отчет).

Похоже, что монастырь в Кинцвиси посетить можно будет раньше!




[1] David Yeger and Amit Re'em. Jerusalem, Old City, Church of St. Nicholas. Final Report// Hadashot Arkheologiyot – Excavations and Surveys in Israel (HA-ESI) Volume 131 Year 2019