Глобус Иерусалима: Евфимий, Евдокия и храмовые сокровища

понедельник, 20 июля 2020 г.

Евфимий, Евдокия и храмовые сокровища

Одной из величайших заслуг Евфимия Великого, оплота православия в наших палестинах в V в. , считается то, что он обратил в православие тогда уже ссыльную августу Евдокию, чье имя было на флаге движения монофизитов, которое привело к кровопролитиям по всей империи и Великому расколу Православной Кафолической Церкви на православную и католическую, но я не об этом...
Однако Кирилл Скитопольский все же уточняет, что, помимо Евфимия, принять православие Евдокию сподвигли семейные несчастья: «зять ее Валентиниан был убит в Риме, и за сим дочь и внуки были полонены в Африке». Речь идет о захвате Рима вандалами в 455 г.

Отступим чуть назад: в ходе процесса, называемого Великим переселением народов, германское племя вандалов и присоединившихся к ним аланов (с Северного Кавказа, сегодня на аланской наследие претендуют прежде всего осетины, но не только, и мы опять же не об этом...) оказались в Северной Африке (принадлежавшей Западной Римской империи) и захватили Карфаген (439), выстояли против объединенных сил Востока и Запада и образовали государство. Император Валентиниан III (зять Евдокии) признает это государство и заключает с ним мирный договор, который соблюдается королем Гейзерихом вплоть до убийства Валентиниана. Перипетии связанной с убийством семейной истории очень интересны, но мы не будем отвлекаться, мы уже вернулись к захвату Рима и сосредоточимся на добыче вандалов и аланов.

Город захвачен без боя. Римский папа Лев I уговорил захватчиков не разрушать великий город и не убивать жителей в обмен на сдачу Рима. И город не разрушили. Непосредственный свидетель падения Рима Проспер Аквитанский отметил в своей хронике: «когда всё подчинилось его власти, [Гейзерих] воздержался от огня, резни и казней. Итак, в течение следующих четырнадцати дней в ходе беспрепятственных и свободных розысков Рим был лишён всех своих богатств, а также вместе с царицей [Евдоксией] и её детьми (вот они, дочь и внуки Евдокии. - Э.Г.) в Карфаген были уведены многие тысячи пленников».
Название народа "вандалы" стало обозначать субъекта, занимающегося бессмысленным уничтожением культурных ценностей много позже, - во времена Великой Французской революции. А тогда вандалы вполне осмысленно вывезли награбленное в Африку: «Из кораблей, что были у Гизериха, один, который вёз статуи, говорят, погиб, со всеми же остальными вандалы вошли благополучно в гавань Карфагена» (Прокопий Кесарийский, человек осведомленный ;)).
Нашествие вандалов подогрело внутренние смуты и ускорило распад Западной Римской империи (476 г.). На бывшей римской территории образовался ряд независимых королевств.
Византийские императоры (Восточная империя) неоднократно и иногда успешно пытались вернуть под свою власть бывшие западные провинции. Так, Юстиниану (VI в.) удалось разгромить государство вандалов м аланов. Прокопий Кесарийский, уроженец Кесарии Палестинской, служил советником и личным секретарем Велизария, легендарного полководца Юстиниана, принимал участие в ряде походов.
Прокопий сообщает подробности о добыче римлян в войне с вандалами: «Прибыв с Гелимером и вандалами в Византий (т.е. Константинополь) , Велисарий был удостоен почестей, которые в стародавние времена оказывались римским полководцам за величайшие и важнейшие победы. Прошло уже около шестисот лет, как никто не удостаивался этих почестей <…> Показывая добычу и военнопленных, он совершил торжественное шествие, которое римляне называют триумфом <…> Среди добычи можно было видеть вещи, которыми обычно пользуется государь, золотые троны и повозки, на которых, как предписывал обычай, разъезжала супруга василевса, большое количество украшений из драгоценных камней, золотые кубки и все другое, что нужно для царских пиров. Везли также и много десятков тысяч талантов серебра, и огромное, количество царских сокровищ (т. к. все это, как было сказано раньше, Гизерих награбил в римском Палатии). В их числе были и иудейские сокровища, которые наряду с многим другим после взятия Иерусалима привез в Рим Тит, сын Веспасиана. Увидев их, какой-то иудей, обратившись к одному из родственников василевса, сказал: «Мне кажется, не следует помещать эти вещи в, царском дворце Византия. Не полагается им находиться ни в каком-либо ином месте, кроме того, куда много веков назад их поместил иудейский царь Соломон. Поэтому и Гизерих захватил царство римлян, и теперь римское войско овладело страной вандалов». Об этом было доложено василевсу; услышав об этом, он устрашился и спешно отправил все эти вещи в христианские храмы в Иерусалиме» (Прокопий. Война с вандалами, кн.2).
Триумф Тита и был тем, после которого прошло около 600 лет! Тогда тоже нашелся автор, описавший триумф:«Невозможно описать достойным образом <…> Разнообразнейшие изделия из серебра, золота и слоновой кости <…> точно рекой текли перед глазами зрителей. …Носили также изображения богов больших размеров, весьма художественно отделанные и изготовленные исключительно из драгоценного материала. Далее вели животных разных пород <…> Предметы добычи носили массами, но особенное внимание обращали на себя те, которые взяты были из храма, а именно: золотой стол, весивший много талантов, и золотой светильник, имевший форму, отличную от тех, которые обыкновенно употребляются у нас. По самой середине подымался из подножия столбообразный стержень, из которого выступали тонкие ветви, расположенные наподобие трезубца; на верхушке каждого выступа находилась лампадка; всех лампадок было семь, символически изображавших седьмицу иудеев. Последним в ряду предметов добычи находился Закон иудеев…» (Иосиф Флавий. Иудейская война. Кн. 7, гл. 5.)
Итак, маршрут сокровищ Храма прослеживается от Иерусалима в Рим, далее в Карфаген, оттуда в ВизАнтий (Константинополь) и, наконец, до Иерусалима. Здесь след теряется в христианских храмах, каких именно – нам Прокопий резонно не сообщает…

Наиболее логичным местом для хранения сокровищ была бы самая выдающаяся постройка Юстиниана в Иерусалиме – церковь Неа (Новая церковь Богородицы), но Неа была разрушена в VII в.... Не пугайтесь, сокровища успели перепрятать. Но во время одного из налетов мусульман были вырезаны все монахи, и тайна местоположения клада ушла вместе с ними…

Ладно - точное местоположение, но хотя бы приблизительно куда их перепрятали? Я не сказала? В Крестовый монастырь, конечно!
Василиос Цаферис, израильский археолог, византист и многолетний куратор музея Греческой патриархии, а также автор самой подробной книги о Крестовом монастыре, пытаясь разгадать ее "нелогичную" роспись (среди другого - слишком много Богородицы для церкви, имеющей другое посвящение) указывает на легендарную связь этого монастыря с храмом Неа. Про сокровища он не упоминает, но я-то отследила, в чем связь! Поэтому так часто вожу экскурсии в Крестовый монастырь!