Глобус Иерусалима: Ремонт храма и 40 мучеников

суббота, 12 декабря 2020 г.

Ремонт храма и 40 мучеников

Очень я люблю первоисточники... Они щекочут нервы, разрушая устоявшуюся картину мира, потому что у писавших была своя картина мира.



Присоединяйтесь! Какие выводы можно сделать из текста?
«…Обветшал купол церкви Воскресения в Иepycaлиме и едва не рушился. Между тем в Палестине и в Иерусалиме наступил сильный голод, появилось много саранчи, люди умирали от голода, и мусульмане от страшного голода бежали из Иерусалима; только немногие из них остались в нем. Тогда Фома, патриарх Иерусалимский <…> воспользовался отсутствием в городе мусульман и послал в Кипр нарубить пятьдесят бревен кипарисовых и сосновых, которые и привез в Иерусалим. И был в Египте между жителями Буры богатый человек по имени Макар. Он послал Иерусалимскому патриарху Фоме много денег, жертвуя их на исправление вышесказанного купола и просил его ни от кого ничего не принимать, а в случае нужды в добавочных суммах — обратиться к нему. И патриарх Фома стал постепенно разбирать купол по частям, вставлять эти стволы и строить на них. И видел патриарх Фома во сне, что из одного из 'амудов (столбов), поддерживавших купол церкви Воскресения, вышло сорок человек и поддерживают купол, чтобы он не упал. 'Амуд — это то, что поддерживает дом. И он проснулся и сказал: эти сорок поддерживающих купол — сорок мучеников. И он поставил под купол сорок бревен, каждое бревно в обхват человека, по числу сорока мучеников. Вышеупомянутый столб — тот, который находится против кафедры сбоку от алтаря с южной стороны; когда наступал праздник сорока мучеников, то его праздновали напротив этого столба. Когда патриарх Фома окончил исправление купола посредством этих столбов и покрыл его досками снизу и сверху, то построил над этим деревянным куполом другой купол, оставив между ними такой промежуток, что в нем мог пройти чeлoвек, и покрыл его сверху свинцом. И когда 'Абдулла-ибн-Тахир возвращался из Египта в Багдад, то мусульмане донесли ему, что христиане переступили границы дозволенного и сдела-ли то, чего им не следовало делать, а именно разобрали в церкви Воскресения купол, который был небольшим, прибавили к нему и сделали его большим, нежели он был, так что вышина его превосходит вышину купола ас-Сахры. Тогда 'Убейдулла-ибн-Тахир вытребовал патpиapxa Фому и многих, бывших при нем, арестовал их, чтобы спросить об этом деле и, в случае, если жалоба окажется основательною, наказать плетьми. И пришел ночью к заключенным мусульманский шейх и сказал патриарху Фоме: если ты поручишься, что дашь мне тысячу динаров, и что мне и моему потомству постоянно, до пресечения его, будет отпускаться содержание из доходов этого, покрытого куполом здания, подобно тому как отпускается оно священникам и диаконам, то я сообщу тебе аргумент, благодаря которому ты спасешь, с помощью Божьей, и себя, и своих товарищей, и купол. Патриарх Фома поручился ему во всем том, что он просил, и собственноручно написал ему в том бумагу. Тогда он сказал ему: когда тебя приведут в присутствие и будут свидетельствовать против тебя, скажи: „да сделает Бог эмира праведным! одно место купола требовало исправления, и я исправил это место и ничего не разрушал и ничего не прибавлял. Tе, которые свидетельствуют против меня, засвидетельствовали, что купол был меньшим, чем теперь, и что я увеличил его; так пусть эмир спросит у них, какова была высота того малого купола, который, как они утверждают, я разрушил, и какова высота того купола, который я выстроил и увеличил, дабы было ведомо эмиру, сколько между обеими высотами той разницы, которую я прибавил". Этого они никогда не сумеют сказать. И когда наступил следующий день, патриарх Фома и его товарищи были приведены, явились мусульмане и засвидетельствовали об увеличении купола, то патриарх Фома выставил против них этот аргумент. Тогда 'Абдулла-ибн-Тахир сказал им: его требование справедливо, и мы его удовлетворим. Сообщите мне, какова была высота купола до его разрушения и какова его высота в данную минуту? Они сказали: мы сообразим это, и вышли, и разошлось собрание. И уехал 'Абдулла-ибн-Тахир в Дамаск, и обрадованные патриарх Фома и его товарищи возвратились в Иерусалим. И вручил патриарх Фома этому мусульманскому шейху тысячу динаров; условленное содержание не переставало отпускаться ему и его детям после него и детям его детей, пока не осталась из них в живых одна дочь, выдачу содержания которой прекратил патриарх иepyсалимский Илья-ибн-Мансур» (Евтихий).

Автор текста - Евтихий Александрийский (876 —940, настоящее имя – Саид ибн-Батрик), патриарх Александрии, автор ряда работ по истории церкви, медицине, писал на арабском языке.
События второго десятилетия IX в.
Абдулла ибн-Тахир - военачальник халифа аль-Мамуна (813 - 833).

Выводы:
* власти обманывать - почетно, это объединяет;
* хитрость и советы должны вознаграждаться (выплаты, кстати, продолжались более 80 лет);
личностные отношения важнее конфессиональных, а мы нынче живем в идеологизированное время фанатизма и пуризма;
* недалеко от столба, посвященного мученикам (сорока мученикам Севастийским) - к югу от алтаря, при следующей перестройке храма (в XI в.) возникает капелла 40 мучеников Севастийских - в честь видения патриарха Фомы;
* история с куполом иерусалимской синагоги Хурва, который оказался выше Купола над Скалой, но устоял, не была беспрецедентной.
Ну, кто больше? Я про выводы 😉